Последние темы
» Бесплатный курс «Работа с рунами и их проживание»
СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Icon_minitimeПн Апр 22, 2024 4:47 am автор Boudikka Icena

» ШКОЛА - СОЗДАНИЕ ПОМОЩНИКОВ и ПОДСЕЛЕНИЕ ИХ В ПРЕДМЕТЫ СИЛЫ
СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Icon_minitimeПн Апр 22, 2024 4:09 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» Вебинар "МАГИЯ КЛЮЧЕЙ"
СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Icon_minitimeВт Янв 30, 2024 12:35 pm автор Borisovka68

» Диагностика отношений в паре и межличностных конфликтов в социуме
СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Icon_minitimeЧт Янв 25, 2024 1:42 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» НОВЫЙ КУРС ритуалы на таро Черный Гримуар
СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Icon_minitimeВт Янв 23, 2024 12:45 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» Набор в школу ТАРО ТЕНЕЙ
СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Icon_minitimeСб Янв 20, 2024 1:46 pm автор Boudikka Icena

» БЕСПЛАТНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС "ЙОЛЬ"
СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Icon_minitimeВт Дек 19, 2023 9:45 am автор Vega

» Бесплатный мастер - класс МАГИЯ БОЛИ
СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Icon_minitimeВс Дек 17, 2023 12:54 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» вебинары-тренинги ДИАГНОСТИКА и МАГ РАБОТА по ФОТО
СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Icon_minitimeЧт Ноя 09, 2023 11:56 pm автор † Л€ДИ Addam$ †

»  Грамотный став "Защитник дома"
СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Icon_minitimeЧт Ноя 09, 2023 4:20 pm автор † Л€ДИ Addam$ †

» Опрос для матерей
СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Icon_minitimeПт Окт 27, 2023 4:28 pm автор zarinalina

» Почему похудела?
СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Icon_minitimeСр Окт 25, 2023 12:14 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» НАБОР НА ОСЕННИЙ ТУРНИР ЭКСТРАСЕНСОВ ФОРУМА ТАИНСТВО МАГИИ
СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Icon_minitimeВт Окт 10, 2023 4:28 pm автор НОВОСТИ ФОРУМА

» Действенные заговоры для избавления от бородавок и папиллом
СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Icon_minitimeЧт Сен 21, 2023 8:15 pm автор Мелика

» МАСТЕР-КЛАСС "РАБОТА С ЗАГОВОРАМИ"
СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Icon_minitimeПт Сен 15, 2023 1:23 pm автор Luna Eclipse

» ПРИГЛАШАЮ НА КУРС "Очистительная работа с помощью обережной куклы"
СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Icon_minitimeПн Сен 11, 2023 2:30 pm автор Аглая7

» Работа с Псалмами ( материал взят из книг сестер Соболь)
СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Icon_minitimeПн Май 08, 2023 8:31 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» Богиня Баба Йога (Баба Яга)
СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Icon_minitimeВс Апр 30, 2023 6:50 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» Двоедушник — в славянской мифологии
СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Icon_minitimeВс Апр 30, 2023 6:22 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» Спиральная динамика для жизни и бизнеса Грейвза
СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Icon_minitimeВт Фев 28, 2023 7:12 pm автор † Л€ДИ Addam$ †

» Успокаивающая Музыка.Сергей Грищук
СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Icon_minitimeВс Фев 26, 2023 7:19 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» КУРС ТАРО ДЕКАМЕРОН
СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Icon_minitimeПт Фев 17, 2023 3:15 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» 2 декабря - Обережье.
СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Icon_minitimeСб Фев 04, 2023 1:57 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» Школа ТАРО ГНОМОВ в бизнес-консультировании
СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Icon_minitimeВт Янв 10, 2023 9:54 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» Игра в эзотерические слова
СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Icon_minitimeЧт Янв 05, 2023 8:07 am автор † Л€ДИ Addam$ †

В верх страницы

В низ страницы
Объявления

    Нет ни одного объявления.


    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Страница 1 из 2 1, 2  Следующий

    Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Пт Окт 14, 2016 11:39 pm

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.
    РАЗВЕРНУТЫЙ УРЯД

    Некоторые формы древних языческих свадеб выгодно отличаются от «классических» средневековых русских свадеб тем, что более точно отражают сложившиеся ныне отношения полов, например, когда партнёры сами, без помощи родителей, находят друг друга; совместное проживание имеет место до официальной церемонии; когда свадьбу организовывают и оплачивают сами брачующиеся, а не их родственники, ит. п. Все эти факты имели место у славян-язычников, например, в период «Великого переселения народов», когда старшее поколение оставалось на исторической Родине, а энергичная молодёжь осваивала новые территории и, соответственно, сама устраивала свою личную жизнь. Разумеется, у славян существовали и свадьбы, устраиваемые роднёй брачующихся, со сватовством, смотринами и т. п. Но и такие свадьбы в архаический период отличались от «образца», который нам представляют некоторые исследователи как якобы традиционный, например, вариант, в котором жених должен приходить к невесте. Вопреки такому сценарию, в болгарской мифологической, следовательно, древней песне «Солнце и Добринка», всё происходит наоборот - мать сватает выросшую дочь, то есть предлагает её женихам, а в этнографии русских подобные обычаи отмечены в 19-20 веках.
    Отсюда следует вывод: так называемые «классические сценарии» свадеб были лишь вариантами нескольких способов заключения брака, которые по некоторым причинам в период средневековья стали доминирующими, закостенели и сегодня преподносятся нам как образец нравственности наших предков, отличающийся от способов знакомства и сожительства «нынешней ужасной молодёжи».
    На мой взгляд, современные формы устройства личной жизни не есть ломка устоев и порча традиции, но интуитивное обращение к корням в изменившихся социальных условиях. Один из лучших исследователей славянской свадебной традиции А. В. Г'ура отмечает: «... в различных славянских зонах супружеские отношения между молодыми могли допускаться и до венчания... ». В недавнем прошлом, например, на Валдае девушки пользовались неслыханной свободой, появилась даже поговорка «валдайские девушки». А в некоторых деревнях Русского Севера, то есть у потомков новгородских словен, было принято выдавать дочерей замуж после 25 лет, особенно в семьях, где не было сыновей - в доме нужны были рабочие руки. При этом девушек не заставляли «быть монахинями», у них была личная жизнь, в том числе и сексуальная, рождались дети. И замуж такие девушки выходили не всегда за отцов своих детей. Наличие здорового малыша у невесты было «положительным маркером» - показателем её пригодности к браку и гарантией продолжения рода жениха. Народная культура, берущая своё начало в языческий период, гибка, чем и прочна, тем и ценна.
    Сведения об обрядах славянских языческих свадеб мы черпаем из немногочисленных письменных сообщений, данных археологических раскопок (известно, что людей репродуктивного возраста хоронили в лучших, а значит свадебных нарядах с соответствующим инвентарём), но самый богатый материал даёт нам устное народное творчество: сказки, песни, поговорки, которые как бы расцвечивают красками скудные летописные свидетельства. На основании этих «трёх китов» и составлен предлагаемый ниже свадебный уряд, не имитирующий того, чего нет в нашей личной жизни (например, обрядов смотрин, пропоя, сватовства без согласия жениха и невесты), но сакрализируетреалии нашего времени и наиболее точно подходит к современной жизни.
    Лучшим временем для проведения свадеб у славян считался период растущего Солнца, на растущем Месяце, однако учитывались и следующие обстоятельства: земледельцам было удобнее играть свадьбы после сбора урожая, воинам - после победного похода, рыбакам после удачной путины, то есть в периоды максимального изобилия. Точно так же и в настоящее время хорошая свадьба, требующая больших расходов, справляется в любое благоприятное время года, тогда, когда на это есть средства.
    В настоящее время из свадебного обряда выпал один из наиважнейших сакральных элементов данного торжества - одаривание гостей женихом и невестой. Сегодня свадьба считается удачной, если совокупная стоимость подарков от гостей примерно равна затратам на их угощение, что абсолютно нетрадиционно. Как в древнеславянской, так и в средневековой русской свадьбе основное бремя расходов несли семьи брачующихся, а гости (тоже родственники, но дальние) не только угощались «до отвала», но и многократно одаривались в процессе свадьбы женихом, невестой и членами их семей. Мало того, существовал послесвадеб-ный обычай «отдарки». После свадьбы подарки гостей оценивались, и молодожёны, нанося визиты родне, должны были сделать отдарок дороже, чем сам подарок. С другой стороны, гостей многократно одаривали, с современной точки зрения, сущими пустяками: денежной мелочью, платочками, поясами, рушниками, куколками и т. п. Разумеется, это делалось неспроста, почти все отдарки невеста и мать жениха делали сами в течение нескольких предсвадебных лет. Таким способом новая «ячейка общества» не только показывала свою состоятельность и самостоятельность, но как бы заявляла друзьям и дальним родственникам о желании включиться в круг своих людей. Это были некие объединения, внутри которых были упрощены денежные расчёты («свои люди - сочтёмся!»), существовала взаимовыручка, круговая порука. Понятие свои люди знакомо и нам, однако сейчас критерии несколько размыты: тот, кого ты считаешь своим, не всегда отвечает тебе тем же, а в старину подарки и отдарки были одним из способов взаимного подтверждения статуса «свой». Сегодня мы, погуляв на свадьбе друга и подарив ему достойный подарок, не считаем себя обязанным помогать молодой семье в дальнейшем, а вот традиционно справленная свадьба влекла за собой возникновение некого обоюдного долга (взаимовыручки) между виновниками торжества и их гостями. В настоящее время восстановление такого рода неписаных правил, горизонтальных связей между людьми весьма актуально, и правильно содеянная свадьба будет одним из шагов в нужном направлении.
    Любая свадьба, древняя, средневековая или современная, состоит минимум из трёх частей, в каждую из которых могут входить разнообразные ритуалы, очерёдность и вид коих варьируются в зависимости от различных обстоятельств:
    1. Предвенчальная (знакомство, ухаживания, сватовство, сговор, рукобитье, баня, девишник, подача заявки в отдел ЗАГС и т. п.).
    2. Венчание (на капище, в храме, регистрация в отделе ЗАГС).
    3. Обряды после венчания (повой, пир, брачная ночь, разувание, трудные задания, подарки и отдарки, посещения родни и т. п.).
    Славянские языческие обряды, относящиеся к первой свадебной части, мало знакомы широкой публике, так как не систематизированы, их описания разбросаны по большому количеству источников. Ниже о них будет рассказано наиболее подробно. Некоторую трудность может представлять тот факт, что славянские предсвадебные действа, в частности, знакомство или сведение пары, имеют множество ритуальных вариантов, выбор среди которых необходимо делать самим брачующимся, в зависимости от реального положения вещей, то есть под каждую конкретную свадьбу делается свой уряд. Внимательное следование пунктам и ссылкам облегчит поиск нужного пути.
    Все приведённые ниже песни, поговорки и приговоры могут быть заменены другими соответствующими ситуации текстами.
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Пт Окт 14, 2016 11:40 pm

    «Лады у воды» и в других местах

    В «Повести временных лет» (XII век) сообщается о племенах радимичей, вятичей и севере: «... один обычай имеют ... сходятся на игрища, на плясания и на ... песни, и ту умыкают жену себе, с нею кто совещался». В конце XIX века, на Русском Севере «...жених с помощниками уводит невесту с посиделки...». Такое поведение не было распущенностью, но ритуалом, основанном на принципе «как делали Боги, так делаем мы». Например, в фольклоре южных славян сохранились мифологические песни о женитьбе Солнца. Оно забирает любую себе девицу прямо с ритуальных качелей во время гуляний на Юрьев день (Ярилу вешнего). У восточных славян весенне-летние молодежные сборы происходили чаще всего на высоких берегах рек и назывались, по некоторым источникам, «лады у воды». Летопись не описывает детально, как происходил свободный выбор партнёров на игрищах. Но мы можем узнать это из фольклора, в частности, из песен и волшебных сказок, в которых судьбоносные встречи происходят у водоёмов. Имеется несколько вариантов развития событий, из которых необходимо выбрать свой, наиболее подходящий к реальной, сегодняшней ситуации знакомства брачующихся.
    Разыгрывание выбранного варианта «знакомства» партнёров в процессе свадьбы, конечно, есть имитация, однако не есть ложь. А вот если пара, сойдясь и пожив в браке, не спрашивая согласия родни, решит сыграть свадьбу по средневековому варианту, имитируя сватовство, просьбу руки девицы у её родителей - это будет ложью пред Богами. Разумеется, если жениха и невесту выбрали родители (бывает и такое в наше время), уряд славянской свадьбы должен быть составлен соответственно этой нестандартной ныне ситуации, и он хорошо известен по многочисленным описаниям свадеб XVI-XX веков. Мы же подробно рассмотрим традиционные славянские способы свободного выбора партнёров и ритуального рассказа Богам об этом событии в процессе свадьбы.
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Пт Окт 14, 2016 11:42 pm

    «Достань венок».

    Подходит для игры нескольких свадеб одновременно. Девушки вьют венки (каждая по два) около водоёма с песнями соответствующего сезона. Желающие выйти замуж бросают свои венки в воду со словами:
    А в лужках, лужках девки гуляли, э-ой, девки гуляли. Девки гуляли, цветы собирали, Цветы собирали, да веночки вили, Веночки вили, на Дунай пускали.
    Кто мой венок достанет - того я буду.
    Молодцы, наблюдающие происходящее поодаль, бросаются в воду, достают венки, встряхивают и возлагают их на головы своих любимых, те, в свою очередь, венчают парней вторым своим венком. Отныне пара считается сведённой. После этого парень за правую руку провожает избранницу в «стан невесты» или «стан жениха» - специально обозначенное место (шатёр, загородка), если свадьба следует сразу за обручением; или непосредственно домой, если остальная часть свадьбы произойдёт в другой день. В последнем случае для сведённой пары очень важно сразу же уйти домой и в этот день не участвовать более ни в каких обрядах.
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Пт Окт 14, 2016 11:44 pm

    «Укради рубашку».

    Девушки в рубахах-долгорукавках (или в другой одежде, имитирующей лебединые или иные крылья) выбегают, махая рукавами, на берег водоёма, раздеваются (в меру своей смелости), складывают свою одежду отдельными кучками и дружно входят в воду, где резвятся кучно (не расплываются в разные стороны!). Сказки описывают поведение девушек в реке так: «вьются спеваючи», «плещутся, песни поют», «стали мыться-белиться» (здесь «белиться» означает умывание). В это время парень, заранее занявший исходную позицию в кустах, за деревом, в дупле и т. п., указанную волхвом или волхвой (в сказках - «старым дедушкой», «святым Юраем», «Бабой-Ягой»), тайком крадёт одежду понравившейся ему девицы и снова прячется. Девушки выходят на берег, одеваются и, не обращая внимания на занятую поисками одежды подругу, «улетают». Оставшаяся девушка трижды произносит сакральный текст: «Кто мою рубашку спрятал, отзовись! Если ты стар человек, будь мне батюшкой, если маленький - будь мне братиком, если ровня мне - будь моим суженым!». Молодец выходит и за руку ведёт её в свой стан, после чего свадьба продолжается, или непосредственно домой (не участвуя более ни в каких мероприятиях этого дня) иод песню:
    По морю уточки плавали, плавали, душа, плавали. У!
    Откель взялся селезень.
    Всех уточек разогнал,
    Одну уточку к себе взял.
    На улице девки гуляли,
    Откель взялся (имя).
    Он всех девушек разогнал,
    Одну (имя) к себе взял.
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Пт Окт 14, 2016 11:54 pm

    «Самобранка» или «Смелая невеста».

    Девушка сама, или с помощью доверенных лиц, делает предложение парню опять же у воды (в весеннее половодье): По болонью вода разливается, девка парня сама добивается. Подобные формы сватовства были распространены в Белоруссии и России, обычно в ситуации, когда муж оставался жить в доме невесты.
    По лугу вода разливается, ой да лёли, лёли, разливается.
    Батька дочкою похваляется:
    Ты приедъ, прибудь, молодой (имя),
    Ты возьми, возьми (имя девушки),
    Ты возьми её за правую рученьку,
    Вы же вместе уже находилися,
    Про вас люди уже насудилися.
    «Молодой» после такого приглашения «прибывает» к невесте. Обручение кольцами при согласии сторон, далее - по обстоятельствам варианты «Пара живёт вместе» или «Пара живёт отдельно».
    Для свадеб тёплого периода года подходят весенне-летние песни с брачной символикой: о варке пива, о пчёлах, про уток, коз, отгадывание.
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Сб Окт 15, 2016 12:01 am

    «Я па камушке стою».

    Девушка стоит на камне у реки (или на высоком берегу, кочке, пеньке, любой возвышенности), её подруги поют или говорят речитативом:
    По утру рано на Зоре, щебетала пташечка на море, возле моря - Белый камушек.
    А на камне (имя девушки) стоит, батюшке родному (или любому родственнику, другу) говорит: «Сними меня с камушка!»
    Не жалеет её батюшка, не снимает с Бела камушка, мимо бережком идёт.
    По утру рано на Зоре, щебетала пташечка на море, возле моря - Белый камушек.
    А на камне (имя девушки) стоит, она (имя милого) говорит: «Сними меня с камушка!»
    У (имя милого) много силушки, снял он с камня свою милушку, повёл в терем высокий72.
    Действия по тексту. Суженый снимает девушку с камня. Обмен дарами (кольцами, перстнями и т. п.), далее по обстоятельствам проживания.
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Сб Окт 15, 2016 12:02 am

    Покров.

    «По словам восточного писателя Казеин и, девицы у славян ходили с непокрытой головою... Кто чувствовал наклонность к какой-нибудь из девушек, тот бросал ей покрывало на голову, и она становилась его женою... На фоне этих данных, обязательное дарение женихом платка невесте и покрытие её покрывалом до венчания в церкви в свадьбах 19-20 веков, возможно, является отголоском древней формы брака. Обряд можно провести так: в центр хоровода под песню вызывается жених, девушки поют ему величание, он благодарит их с земным поклоном словами, например, «спасибо за честь красавицы, все вы хороши, но люба мне одна», подходит к невесте и накидывает ей на голову покрывало, платок или край своего плаща, целует и уводит из хоровода. Пример величания в хороводе:
    В хороводе были мы, чего надо видели, видели-видели, видели-видели
    Мы видали (имя рек в форме, подходящей под ритм песни), мы видали доброго (повтор)
    Хоть полсвета обойти, да лучше (имя рек) не найти (повтор)
    Встань, молодчик, повернись, хороводу поклонись (повтор) (Источник обработки: личный детский опыт)
    Величание можно «расцветить» подробным описанием индивидуальных особенностей жениха, например, семи пядей он во лбу - для студента, кудри русы по плечам или сажень кОсая в плечах - соответственно.
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Сб Окт 15, 2016 12:03 am

    Пускание стрелы.

    Вариант для владеющих стрельбой из лука или арбалета. Окно дома или шатра девицы, ворота её дома, просто дерево, украшенное венком, платком или лентами девицы служат мишенью. Сама девица стоит на безопасном расстоянии, после попадания выдёргивает стрелу и подносит с поклоном к стрелку. Вариант песни или речитатива, под который совершается обряд:
    Гулял сокол в чистом поле,
    Заряжал молодец колену стрелу,
    Заряжал, приговаривал:
    Полети калена стрела к любой девице,
    Попади стрела ей в окошечко (текст меняем по смыслу: в во-ротички, в косыночку и т. п.). Пусть сряжается, наряжается,
    К встрече с молодцем собирается
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Сб Окт 15, 2016 1:08 am

    «Волчья свадьба».

    Так назывались свадьбы, справляемые в январе - феврале, однако волки начинали «пошаливать» со дня Перуна, и ряд осенних праздников носит у славян название «волчьи дни». Жених с дружиной, обряженные в волчьи шкуры, предварительно зычно повыв вдалеке, налетает на толпу участников (у проруби, колодца) и, схватив предмет своей страсти, закидывает добычу на плечо и уносит восвояси, где возможно проведение ритуала обрезание косы. Толпа свистит и мечет вслед снежки и палки. Девушки поют до и после умыкания:
    Козушка белоногая по горке ходила,
    Дразнила, поддразнивала она серого волка:
    «Волнушка, серенький! Я ж тебя не боюся,
    Я ж тебя не боюся, в кусте схоронюся».
    Невзгадала козушка, что наутро будет:
    Ножки тут, рожки тут, самой козы нету.
    Девушки красные во лужка хгуляли,
    Во лужках гуляли, парням пропевали.
    Дразнила (имя невесты) (имя жениха):
    «(Имя жениха), я ж тебя не боюся, в терем схоронюся».
    Невзгадала (имя невесты) что наутро будет:
    Ленты тут, поясок тут, девки нету!
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Сб Окт 15, 2016 1:09 am

    Игрища «Бояре, а мы к вам пришли»

    Молодежные игрища такого типа (диалоги двух «партий» -фратрий) заканчиваются переходом девицы из одной группы в другую, её замужеством. Такой вариант подходит для ситуации, когда жених и невеста состоят в разных чётко оформленных группировках и движениях, например, байкеров, экопоселенцев и пр. Партии жениха и невесты строятся в шеренги напротив друг друга, сплетя руки крест-накрест и поочередно подходят друг к другу, а затем отступают с речитативом:
    - Бояре, а мы к вам пришли (поклон всей шеренги одновременно), молодые, а мы к вам пришли!
    - Бояре, а зачем пришли, молодые, а зачем пришли?
    - ...нам невеста нужна!
    - ...а какая вам мила?
    - ...нам вот эта мила!
    - ...она дурочка у нас!
    - ...а мы к дохтору сведем!
    - ...она доктора боится!
    - ...а мы пряничка дадим!
    - ...у ней зубки болят!
    - ...амы плеточкой её!
    - ...её плёточкой нельзя! (и так далее, по своему усмотрению)
    - Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту на века!
    Жених забирает свою невесту и шеренга жениха отходит с речитативом:
    - В нагнем полку прибыло, прибыло!
    В шеренге, потерявшей невесту восклицают с сожалением:
    - В нашем полку убыло, убыло!
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Сб Окт 15, 2016 1:12 am

    Сборы
    Организуются два стана (лагеря, фратрии, шатра ) жениха и невесты, каждый отмечен своим стягом, в каждом накрывается стол. Необходимы: скатерти, рушники, хлебсоль, напиток, орехи, сладости, зерно, в зерне свеча, желательны караваи, испечённые в домашних условиях с обрядовыми песнями (см. ниже). Назначаются посаженые родители (они не ездят на капище) и поезжане (тысяцкий, каравайницы. стольник, дружка, сваха свита, сопровождающая пару в пути). Каждое действо желательно сопровождать осыпанием жениха и невесты зерном, хмелем, лепестками цветов, зимою хвоей вечнозеленых деревьев.
    Вариант «Пара к моменту брака живёт отдельно».
    В стане невесты.

    1) Девичник. Изготовление невестой и подружками свадебного деревца и венков для жениха, невесты ( самые красивые) и для всех гостей. В русской средневековой свадьбе венок остался лишь у невесты как символ «девичьей красы» и часто заменялся украшенной ёлочкой. В древности цветами и венками из них маркировались все участники торжества, уборы жениха и невесты выделялись лишь более пышным декором, в условиях двоеверия свадебная «цветочная вакханалия», то есть украшение участников растительными оберегами в некоторых локальных традициях значительно сократилась. В наших силах возродить этот замечательный обычай. Осенью и зимой возможны венки из ели, шишек, рябины, калины, кленовых листьев, перьев, воска, ткани, лент и пр. Как оберег в венки вплетали лук и чеснок.
    Свадебное деревце в магических целях делают из макушек вечнозеленых деревьев (ель, сосна, можжевельник), веток плодовых или священных деревьев (яблоня, вишня, ель, береза, липа и т. п.), даже из сухого цепкого репейника (для привязки молодых друг к другу). Лучше всего выбрать растение, каким-либо образом связанное с невестой, например, дерево было посажено в год её рождения, или у него она познакомилась с женихом, или вылечилась, или подзаряжается и т. п. Деревце украшается фруктами, цветами, лентами, фигурками младенцев. Далее деревце носят впереди каждого свадебного передвижения невесты свахи и их помощники. В конце свадьбы, например, на пиру или после него, деревце разоряет супруг и его команда, сорванные украшения деревца они дарят детям (девочкам).
    Если невеста до встречи с женихом была девственницей или является ею к моменту бракосочетания, и находит возможным сообщить это миру, то современные язычники не могут не отметить этот не обязательный, но отрадный факт в особых ритуалах. Например, такую невесту, как особо охраняемый объект, перед поездкой на капище и с капища посажёный отец накрывает непрозрачным покрывалом, которое снимает на пиру посажёный отец или тысяцкий жениха (не голыми руками, а плёткой, стрелой, кием). В таких случаях свадьба справляется самым пышным образом, невесту наряжают во все оттенки красного, захваливают величаниями, без конца осыпают зерном, на пиру присутствует большое количество блюд из курицы.
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Сб Окт 15, 2016 1:13 am

    Омовение.

    Производится женщинами в любом укромном «месте Силы»: бане, под липой, берёзой, рябиной, на камне у реки и т. п. Из водоёма (колодца, источника, реки) вода берется со словами, устанавливающими родство людей, участвующих в свадьбе с Богами, например, «Небо-батюшко, река-матушка, вода свята мной взята на здравие внучке Божьей (имя рек)».
    Во время омовения проговариваются слова величания невесты:
    Вир, вир, вир, серебряна Водица,
    На Водице есть престол-столица,
    На престоле лепая девица -
    Шелковые волоса, ненаглядная краса,
    Руки золотые по рамена (предплечья),
    Ноги серебряны по колена!
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Сб Окт 15, 2016 1:14 am

    Чесание, постриг и украшение волос.

    Иногда этот обряд называется «расплетение косы», однако сакральным действием здесь является не столько расплетание, сколько манипуляция с волосами вообще, которая производилась с помощью гребня, который в магических целях смачивали медом, маслом. У большинства современных невест нет кос, поэтому ограничиваемся чесанием волос, гребень можно смачивать в пиве или медовухе. Постриг может быть символическим или реальным, возможно его совершение в других пунктах свадьбы, во время ритуалов посад, брачная постель или повой (более подробно об этом см. выше статью «Обряды «Постриг» и «Сажание на коня»). Украшение волос невесты (цветами, лентами, венком). При желании - ритуальное раскрашивание, например, точка на лбу или лице невесты у южных славян защищала её от сглаза. Более подробно об этом см. ниже «Славянский обрядовый макияж»). Иногда ритуал чесания происходит после приезда жениха и дарения им гребня невесте. В этом случае после омовения невесту окончательно не причёсывают и головы не украшают, приговаривая: «Приедет Холя, привезёт гребень...».
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Сб Окт 15, 2016 1:15 am

    Ожидание жениха невестой.

    Тревожное, с пролитием слёз и жалобами. Замужние подруги «утешают» «подливая масло в огонь», расписывают трудности привыкания к совместному быту, к новым родственникам. Есть примета: сколько слёз прольёшь до свадьбы, столько их не выльется после.
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Сб Окт 15, 2016 1:16 am

    В стане жениха
    Мальчишник.

    Жених и его дружина морально и физически готовятся к поездке в стан невесты. Напутственное слово бывалых под братину. Скабрезные намёки и подколки. Возможно создание свадебного деревца жениха, аналогичного деревцу невесты, его украшают мужскими атрибутами, например, кресалом, перочинными ножиками, коробками спичек, открывалками, бумажными корабликами, стрелами, муляжами топориков, пил и т. п. Это деревце в конце свадьбы, например, на пиру, разоряют подружки невесты и отдают снятое мальчикам.
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Сб Окт 15, 2016 1:17 am

    Омовение.

    Производится пожилыми женщинами в любом укромном месте Силы: бане, под дубом, ясенем, под корнями упавшего дерева, на камне у реки и т. п. Вода берется с приговором, приведенном выше, в пункте «омовение» невесты. Жениха омывают (как минимум умывают лицо и руки, обрызгивают тело) с величаниями типа: «Шла бабушка с заморъя, несла ведро здоровья, / Тому-сему немножко, тебе на свадьбу - всё ведро!» (Обрызгивание и окатывание), или, для жениха, любящего «лесной образ жизни»: «Тебя моют дробны дождики
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Сб Окт 15, 2016 1:19 am

    Ритуальные действия с волосами: чесание, постриг, бритьё, подпал - символические или реальные.

    В некоторых традициях, например, у македонцев жених специально некоторое время до свадьбы не брился, выражая тем самым скорбь по поводу скорой утраты свободы. Прижигание совершается крестообразно: на лбу, затылке и на висках. Сбритые и срезанные волосы заворачивают в плат и отдаются кровным родственникам жениха, а они после венчания передают волосы мужа молодой жене, которая хранит их в укромном или священном месте. Чесание и постриг производят женщины (свахи), бритьё и подпал - мужчины. Действия свах совершаются под приговор:
    Что не белый сыр во масле рассыпается,
    Не румяно яблоко по блюдечку катается,
    То (имя жениха) жениться собирается.
    Его свашенъка снаряжает,
    Государыня сподобляет,
    Частым гребнем кудри расчёсывает.
    Словесами ему наказывает:
    Ты поедешь, (имя жениха), жениться,
    Ко душеньке красной девице,
    Ко её честным, родителям.
    Ты умей со людьми слово молвить,
    Своим вежеством показаться!
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Сб Окт 15, 2016 1:21 am

    Поезд к воротам невесты.

    С шумом, гамом, грозно. Возможно на «конях», то есть оседлав друг друга. Ритуальные препоны (запертые ворота, живая «стенка» и прочие). Пример: «Вдруг у ворот шум да крик. Музыка играет, кони ржут, кнуты щёлкают - это дружина Радослава за невестой приехала. Подружки бросили венки плести, перестали петь, плясать, к воротам бегут. И, как древний обычай велит, Радослава от ворот прогоняют. Не хотят. Радуню отдавать. Дружки жениха за воротами поют: «Отворяйте-ка широкие ворота, на невесту нам взглянуть охота. Крепкие запоры отмыкайте. Жениху невесту отдавайте!» А подружки хором в ответ: «Замуж наша девица не хочет, пусть она в венке ещё походит, не пришла ещё её пора, уезжайте с нашего двора!» Опять дружки поют: «Лучше отворите, а не то мечом мы ворота мигом в щепки иссечём!» Радуня сидит одна в горнице. Слышит песни и улыбается. Знает: ворота не заперты, только палочкой заложены. Толкнётся конь мордой, они и распахнутся настежь. Въедет дружина жениха на двор с криком, с шумом, будто во вражеский замок ворвалась. А подружки переполошатся и с визгом к Радуни кинутся. Тут и венки раздавать пора. А венков наплели они с подружками - не счесть! Все стены увешаны. Самый красивый - калиновый. Золотой нитью перевитый, серебряными блёсточками усыпанный — для любимого жениха... Вбегают дружки в горницу с песней: «На конях борзых мы прискакали, мы ворота крепкие сломали, девице поклон от удальцов: наплела ли ты для нас венков?».
    Сваха невесты может встречать поезд жениха такими словами:
    Стойте, не вертитесь, что буду говорить - не сердитесь!
    Ты, сват, босой, а жених твой косой,
    Вы по полю волочились, по пояс намочились.
    Обогреться нет ни полена, зато х... до колена.
    А наша невеста богата, одёжи - четыре рогожи,
    Вшивая шубейка, да рвана душегрейка.
    Пироги с морковью лежат в подполье,
    Хочется есть, да не хочется лезть.
    Мы вас предупредили, что бы вы потом не ныли.
    Милости просим в избу, честной народ!
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Сб Окт 15, 2016 1:23 am

    Трудные задачи жениху
    а) Найди невесту.
    Вломясь в шатёр, жених иносказательно требует выдачи невесты типа: «Честной народ! Мы охотники, за куницей (горностайкой, ланью) гнались, со всех ног сбились, не к вам ли забежала?» Ему отвечают, мол, у нас их много, выбирай, какая твоя, и выводят несколько лиц женского пола полностью закрытых покрывалами. Жених должен найти суженую с трёх раз. Желательно спрятать под тканью старых и малых, чтобы при ошибке жениха было смешнее.
    Если у невесты длинные волосы и она носит косу далее возможен ритуал выкупа косы женихом у стороны невесты и (или) её, косы, самостоятельное добывание женихом путём отрезания холодным оружием.
    б) Загадки. Загадывают подружки невесты, отгадывает жених, молча указывая на предметы, показывает своё «вежество»:
    Нашёл ты свою суженую, видно, сердце подсказало, а вот как у тебя с умом-разумом дела обстоят? Загадаем загадочку, девичью перегудочку:
    - Что у нас в светлой горнице красно словно Солнышко? («Красный угол», божница с Чурами).
    - Что у нас в светлой светлице кругло словно полный Месяц? (Каравай).
    -Кто в тереме словно часты Звёздочки? (Родня и подружки невесты).
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Сб Окт 15, 2016 1:24 am

    Посад и взаимное одаривание суженых на посаде

    Важный ритуальный комплекс с эротической символикой, в средневековой свадьбе от него остались лишь разрозненные осколки. Жениха и невесту перед отъездом на капище, «на дорожку» сажают на предметы, символизирующие сытую, богатую, счастливую жизнь (дежу, бочку, сундук с добром покрытые шкурой мохнатого животного или шерстяной тканью). В средневековой свадьбе сесть на Посад имели право лишь сохранившие целомудренность, причём как девушки, так и юноши. Сохранилось описание душераздирающего эпизода одного из вариантов белорусской свадьбы, в котором совестливый жених публично молчаливым отказом сесть на Посад признаётся в том, что не сохранил целомудрие, падает в ноги отцу, тот избивает сына: «... «Тяжело дыша, отец жениха... зарыдал как ребенок, закрывшись руками. Сын так и не перестал плакать, обнимая и целуя ноги отца. ... Насилу упросили отца благословить сына. А последнего оторвали от ног и подняли». Заметим, что в этой местности крестьяне твердо убеждены, что парню, потерявшему целомудрие до женитьбы, будет неудача в жизни: у него будут умирать дети и падать скот». В наше время такие «страсти по целомудрию» брачующихся канули в Лету, очевидно, что благоденствие семьи и хозяйства не имеет прямой и непосредственной связи с добрачным сексом. Однако, если жених или невеста целомудренны и желают сообщить об этом миру, их чествуют особенно, свадьба проводится с максимальной пышностью.
    Дары подают жениху или невесте их свахи или дружки, а затем жених дарит их невесте, и наоборот. Все предметы передаются на рушниках (не голыми руками). После того, как дар попал в руки одариваемого, рушник забирает сваха и следит за тем, чтобы после ритуала все предметы были опять завернуты в те же рушники и убраны от любопытных глаз до конца свадьбы. Далее дары хранят сами супруги.
    а) Дарение гребня и других предметов ухода за собой (зеркальце, румяна) женихом невесте под одобрительные восклицания: «Приехал Холя, привёз гребень!». В дальнейшем именно
    этим гребнем производится совместное чесание молодых. Отныне они должны лелеять и холить друг друга.
    б) Дарение обуви. Жених подносит сидящей невесте пару новой обуви, завёрнутой в рушник со словами:
    Не ходи боса, на дворе роса,
    Вот тебе на ножки новые сапожки,
    Окованы каблучки, под румяны пяточки!
    Невеста принимает подарок с благодарностью, встаёт, берёт его со стола, садится и сама переобувается. Далее, происходит взаимное разувание. Обычно разутостъ ассоциируется с бедностью, однако в старину босые стопы считались эротическим символом. Покровитель земной любви бог Ярила представлялся босоногим. Даря обувь невесте, жених делает свою избранницу богаче и заявляет права на её сексуальность, которая отныне принадлежит только ему. В момент разувания у брачной постели эта сексуальность является миру во всей своей мощи.
    в) Дарение одежды. Таким же образом и с той же символикой ликвидации наготы и бедности, заявляя свои права на сексуальность и материальное положение партнёра путём прикрытия любимого человека одеждой-оберегом, изготовленной своими руками, невеста молча дарит жениху рубашку или пояс, иной предмет. Жених примеряет, оценивает и по желанию может остаться в одетым в одежду, изготовленную невестой.
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Сб Окт 15, 2016 1:25 am

    Благословление караваем и чурами
    Производится посажёнными родителями, пара стоит, опустив головы или преклонив колена. Слова родителей краткие, из души идущие.
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Сб Окт 15, 2016 1:27 am

    Поезд на капище.
    Обережные действия дружки, свахи, тысяцкого (Щёлканье кнутом, метение, размахивание секирой, нашептывание заговоров-оберегов, обрызгивание свячёной водой, например, «молчальной»). Караваи жениха и невесты стороны торжественно несут с собой.
    Вариант «Пара к моменту бракосочетания живёт вместе».
    Этот вариант используется в том числе в свадьбах уже зарегистрированных пар, супругов с детьми. В этом случае врачующиеся также именуются «женихом» и «невестой», так как пред лицом Богов свадьба ещё не совершена.
    Жених и невеста находятся вместе в стане того или другого, по обстоятельствам реального проживания. Вход в шатёр закрыт (можно символически). Противоположная сторона, например, сторона невесты, если пара проживает у жениха, с шумом и гамом подходит к шатру и стучит в ворота. На вопросы «Чего надо? Кто такие?» отвечает иносказательно, например, «С нашего двора телушка ушла, люди видели, что к вам зашла, да и осталась...». И так три раза, в последний раз называется имя и девичья фамилия невесты. Сторона жениха трижды отнекивается. Сторона невесты начинает штурм ворот. Тут они распахиваются и выходит невеста (если у неё есть дети, то с ними) под слова подруг:
    Расступись, честной народ, богатырница идёт!
    Не одна она идёт, на руках дитя несёт (или: за собой дитя ведёт).
    Невеста низко кланяется представителям своей стороны и говорит:
    Здравствуйте, дорогие мои! Здесь нет (имя и девичья фамилия), я теперь (фамилия мужа). Боги нас свели и благословили сыном (дочерью)! Если фамилия женщины не поменялась, ту же мысль выражают другими словами. Сторона невесты спрашивает: «А есть ли промеж вас любовь? А благословили ли вас Боги и волхвы на капище?» - Соответствующие ответы невесты и подошедшего жениха. Стороны договариваются играть свадьбу. Далее совместная подготовка сторон к свадьбе в стане проживания пары.
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Сб Окт 15, 2016 1:38 am

    Венчание на капище

    1. Проход по мосту. По дороге на капище обязательно испытание и очищение брачующихся Огнём и Водой. Например, заранее сооружается мост (деревянный, каменный, из расстеленного полотна), который символизирует переправу через воду, участники обряда брызгают на «мост» водой, по сторонам моста разжигают огонь (костры или свечи). Возможные варианты: молодые перешагивают через ёмкость с водой (корытце, канаву или реальный ручей), перепрыгивают через костёр или ряд свечей. Если невеста не может прыгать (беременная или с травмой) жених переносит её на руках. И наоборот, если травмирован жених, невеста на плечах, с помощью свах, переносит жениха через Огонь и Воду. Хор поёт славу:
    Из-за гор, гор, высоких гор,
    Из-за леса, леса тёмного
    Вылетали ветры буйные,
    Отбивали лебедь белую
    Что от стаи лебединыя,
    Прибывали лебедь белую
    Что ко гусям, серым уточкам.
    То не лебедь — красна девица,
    То не гуси - серы уточки,
    То жених с своей дружиною.
    Расспалился Огонь-батюшка,
    Расплескалась Вода-матушка,
    Вострубили трубы медные -
    Сужены идут да ряжены,
    По мосту идут на капище,
    Скатертью дорога стелется!

    2. Каравайный обряд.
    Волхвам подносятся караваи жениха и невесты, с соответствующими словами их разрезают на половинки. Одну часть каравая жениха складывают и связывают с половиной каравая с половиной каравая невесты и приносят Богам. Оставшиеся части делят между присутствующими прямо на капище, или делают это на пиру.

    3. Клятва молодых.
    После слова волхва молодые дают друг другу клятвы о любви и верности (заранее обдуманные и выученные).

    4. Обручение.
    Сваха или подружка невесты подносит на блюде и рушнике кольца. Слово жреца. Молодые одевают друг другу кольца под пение или речитатив девушек:
    Среди Сварги перстни скованы,
    В светлом Ирье позолочены,
    На земле волхвом оценены.
    Кому эти перстни носить?
    Князю светлому со княгинюшкой,
    (Имя жениха) с (имя невесты),
    (Отчество жениха) со (отчество невесты).
    Если обмен кольцами произошёл ранее, во время обряда «Лады у воды», этот пункт пропускается.

    5. Возложение венцов на головы жениха и невесты.
    Волхв венчает пару металлическими обручами поверх цветочных венков (венцы могут состоять из металлических блях, нашитых на полоску луба или ткани).
    Идёт Сварог из кузницы,
    Несёт Сварог три молота,
    Сварог-кузнец, скуй нам венец!
    Брачный оков, красив и нов,
    Перстни златы для верности,
    В добавочку и булавочку.
    Чтоб в том венце венчатися,
    Перстенями обручатися,
    Булавкою повой приткнуть!

    6. Обход крады троекратный.
    Волхв связывает руки молодых свадебным рушникоми, взявшись за его концы, ведёт пару вокруг крады.

    7. Вставание на рушник. Сваха расстилает на земле рушник, на который встают молодые. Назидательное и поздравительное слово волхва. Возможно наложение ярма на молодых вовремя речи волхва, как символ супружества, то есть дальнейшего пути «в одной упряжи» (обычно для повторно вступающих в брак), предупреждение о том, что совместная жизнь - тяжёлый труд.
    Очерёдность действий на капище может быть изменена, возможно добавление других ритуалов.

    8. Осыпание молодых зерном, маком, хмелем на выходе с капища, под общее ликование, например, традиционные возгласы «слава князю молодому со княгиней\».

    9. Поезд в стан жениха (если пир будет у него) или в стан невесты (если пир будет у неё), желательно под песни.
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Сб Окт 15, 2016 1:54 am

    Послевенчальные обряды

    В каждом пункте этой части свадьбы возможно осыпание молодых зерном, маком, хмелем, монетами, лепестками цветов.

    1. Встреча молодых на пороге с хлебом-мёдом посаженными родителями с соответствующими приветствиями. Молодые не принимают в руки каравай, но отламывают кусок и, обмакнув в мёд, вкушают. Входят в шатёр первыми, за ними посаженные родители. Каравай помощницы относят на общий стол. Благо-словление домашними чурами. Порог может быть условным, если столы для пира накрыты вне дома, «на природе», его можно маркировать чертой у или вокруг столов.

    2. Приглашение на пир. Посад молодых. Посаженные родители сначала проводят за стол молодых, сажают их на шкуру мехом наружу, а затем громко троекратно приглашают всех поезжан и гостей. Все ждут троекратного приглашения, а затем рассаживаются по заранее обговорённому порядку. Обряд «Поеад» может быть проведён и ранее, например, при благословлении жениха и невесты посажёными родителями перед поездкой на капище.

    3. Пир. Молодые не едят и не пьют, сидят выпрямившись, руки на коленях, как бы застыв и опустив глаза. Это не «ложная скромность», но ритуальное поведение, имеющее цель не «расплескать» втуне Благодать, благословение Богов, полученные на капище вовремя таинства венчания, необходимые для правильного проведения обряда «Брачная постель», после коего молодые ведут себя за столом более свободно.

    а) Ритуальные восклицания. «Горько!» - кричат гости, на что молодые отвечают: «Покажите дорогу!», гости-супруги целуются, а за ними и молодые, встав. «Медведь в углу!» - продолжают восклицать гости, молодая встаёт и отвечает: «(Имя мужа) люблю!» и целует вставшего супруга.

    б) Сажание на колени невесты ребёнка с целью стимуляции деторождения, в зависимости от желания - мальчика или девочку, или обоих.

    в) Вынос каши под песню - намёк: паре пора уединиться. Стряпуха-то кашу варила,
    Мутовкою шевелила,
    Она кашу на стол выносила,
    Против Князя её становила.
    У нас каша пошла в колупанье,
    Князь с Княгиней пойти в обниманъе,
    Ты Княгинюшка не стыдися,
    Ты ко Князю-то прислонися.
    А и мы молодыми бывали,
    Пу нас подолы загибали,
    Из портов ключ вынимали,
    И у нас короба отмыкали!

    г) Питиё «срамоты» или «чесновиток» (оберег невесты). Молодому подаётся пест и ёмкость с молоком, молодой -
    ступка и чеснок, она подает их мужу, он толчёт чеснок, заливает молоком с мёдом, пьет вместе с женой под слова гостей:
    Гой, гой, пестик мой,
    Той, дубовый, удалой!
    Столько (или возраст жениха) лет валялся,
    В ступу собрался!
    Моя ступка, твой толкач,
    Как засадишь, хоть ты плачь»
    Приди, приди, тебе дам,
    Чего с роду не видал:
    Чесночка сладкого,
    Острого и смачного!
    Молодые начинают баловаться напитком - разливают его друг на друга, брызгаются, уклоняются, ловят друг друга под приговор присутствующих:
    Скачет соболь за куницей,
    Вереницей, вереницей,
    А как нагнал, под себя подмял!
    После этого молодых уводят «на подклет» (брачную постель). С момента ухода пары гости поют скабрезные песни, вольно шутят.

    4. Брачная постель. Жених и невеста со свахой и дружкой уединяются в специально подготовленное место под приговоры гостей:
    - Молодые спать пошли, Богам помотайся, Что бы пуще в одеяле ноги шевелилися! -Подымайся подол, разувайся, хохол!
    - Молодая, не бойсь, не железный гвоздь, не проткнёт насквозь!
    - Шла уточка по проулочку, налетел сокол, растрепал хохол!
    - Лёд трещит, вода сочится, я не знаю, как кому, а мне хочется!
    - Вот пошла подружка замуж, замужем не берегут, Переделают на бабу и спасибо не дадут! (узнано традиционным путем).

    а) Курица. Сваха вручает паре блюдо с жареной (варёной) курицей. Молодые ломают её за ножки, чей кусок больше, тот в семье большак.

    б) «Греть постель». Пока жених и невеста едят курицу, сваха и дружка «согревают постель», то есть валяются на ней, после чего выходят, унося остатки трапезы, но остаются рядом «караулить» молодых. Интимная близость в ритуале не обязательна, так как во многих локальных традициях она запрещена в течение трёх ночей, а в других обязательна.

    в) Разувание. Жених разувает невесту, а невеста жениха, в обувь могут быть вложены предметы - пожелания для разувающего, например, монеты для богатой жизни, красные нить или лента для горячей любви и т.п., вплоть до плётки. В большинстве фольклорных сборников мы найдём описание того, что невеста передавала найденную в снятом сапоге плётку жениху, а тот символически (или реально) похлёстывал невесту. И все исследователи трактуют символику этого действа одинаково: как символ власти мужа над женой. Однако здесь всё не так просто и однозначно. Плётка - это орудие и оружие, атрибут мужской, и действительно символ власти, но нахождение и передача символа власти другому лицу в ритуале означает нахождение и передачу самой власти, или, по крайней мере, согласие поделиться ею. Вероятно, в ранний период становления ритуала разувания, до его «окаменения» в период средневековья, невеста имела право распорядиться найденной плёткой по своему усмотрению, например, как Брюнхильда, показавшая мужу в первую брачную ночь, «кто в доме хозяин». В настоящее время такие страсти не очень актуальны, ныне муж и жена равноправны априори, и найденную плётку невеста может трактовать более игриво.
    В некоторых локальных традициях южных славян невесту разувает свекровь на пороге своего дома, встретив после венчания. Имея ввиду эротичность босоты, отметаем этот вариант обряда разувания как недопустимое ныне вмешательство родителей в интимную жизнь молодожёнов.

    г) возможен ритуальный постриг супругов. В Полесской свадьбе невесте перед переменой головного убора «завивальница» «отрезала косу», а вернее, коротко стригла распущенные волосы, которые хранились всю жизнь и клались в гроб, чтобы вернуть телу утраченную целостность. В Карпатах косу обрубал супруг острым топором особого вида (келефом, топорном, секирой). В современной свадьбе, если оба супруга согласны и волосы супруги достаточно длинные, муж может их ритуально обрубить или остричь. По данным русских фольклорных источников угроза потери косы возникает в начале свадьбы, в первый приезд жениха и исходит не от него, а от посторонних и заканчивается её, тем, что жених, её, косу, выкупает, однако в Западной Украине жених реально обрубал косу до венчания, то есть этот эпизод можно провести в первой части свадьбы поле пункта 4) Поезд к воротам невесты и ритуальной потасовки команды жениха с защитниками невесты, то есть когда жених врывается в стан суженой. В традиции считалось, что с момента обрезания косы или её выкупа женихом, связь пары становилась нерасторжимой. В современных условиях нерасторжимость даже женатой пары достаточно условна, а уж до брака тем более, поэтому магический ритуал привязки женщины к мужчине путем обрубания её косы (или стрижки волос) логично проводить после заключения брака. Также, на мой взгляд, в современных условиях возможен взаимный ритуальный постриг супругов для установления их взаимной привязанности друг к другу.
    Секс супругов во время ритуала Брачная постель возможен, но не обязателен, в некоторых традициях он даже запрещен. В этом ритуале важны разнообразные интимные контакты наедине. Если пара имела сексуальные отношения до свадьбы, то в этом ритуале важно прочувствовать разницу в добрачных и послебрачном контактах.

    5. «Бужение молодых». Через некоторое время сваха и дружка стучат молодым под призыв: Не время спать, пора вставать, пора горницу мести, сор на улицу нести. Молодые выходят. Мужу задают вопрос о девственности супруги: Лёд ломал, или в прорубь пал? Он отвечает по обстоятельствам не именно данного момента, но личной истории знакомства.

    а) Битьё горшков. Если действо происходит на природе - стоит заранее приготовить камень, так как разбить горшок об землю мудрено, бьют с приговорами: сколько кусочков, столько сыночков, сколько осколков, столько дитёнков!

    б) При возможности стрельба (салют) и прочие шумовые эффекты (стук по металлическим предметам, использование трещоток, свистков).

    в) Трудные задачи. Задаются невесте, если она живёт у мужа, или мужу, если он живёт у жены. Это может быть принос воды с речки в решете, подметание мусора вперемешку с деньгами, которые необходимо собрать, и прочие. Этот обряд может быть приурочен к концу пира.
    Сваха и дружка приводят пару за стол под общее ликование.

    6. Второй посад молодых. Действия во время посада: чесание (постриг) молодых, повой молодухи, совместное ритуальное смотрение в зеркальную поверхность супругов, показ пары гостям, «совет да любовь».

    а) чесание (постриг) молодых. Молодых сажают за стол на шкуру и закрывают от гостей растянутым рушником или платом. С них снимают венчальные венцы и венки, и две женщины, сваха и крёстная мать расчёсывают молодых под приговоры:
    Уж вы русы, русы кудеръца, прилегайте вы до белого лица,
    Прилегайте ко лицу, привыкайте ко венцу.
    Привыкай, наша (имя жены), к уму-разуму (имя .мужа), ко обычаю, ко семейному.
    Уж вы русы, русы кудеръца, прилегайте вы до белого лица,
    Прилегайте ко лицу, привыкайте ко венцу.
    Привыкай, (имя мужа), куму-разуму (имя жены), ко обычаю, ко семейному.

    б) повой (окрута) молодой. Возможно проведение ритуала ранее, после приезда с венчания на капище, перед пиром, но на мой взгляд, более логично провести его после брачной постели. Сваха хитро и красиво оформляет голову молодой по-лотенчатым головным убором или платком, или одевает кичку (чепец, повойник), так, чтобы все волосы были закрыты. Под диалог - речитатив гостей и свахи:
    - Сваха-бл...ка, чеши гладко!
    - Я не бл...ка, я чешу гладко!
    - Сваха-репка, повивай крепко!
    -Янерепка, повью крепко!
    - Сваха-тетеря, повивай теперя!
    -Яне тетеря, я повью теперя!
    Впоследствии головной убор молодая хранит как символ заключенного брака и надевает на традиционные общие обряды и праздники. На некоторые женские обряды и ритуалы, например, перепекание ребенка, женский головной убор не надевают, ходят простоволосыми.

    в) взаимное любование супругов под ритуальный диалог. Свахи подносят молодым зеркало или чистую воду в широком сосуде, молодые смотрятся в него вместе. Сваха трижды спрашивает у молодого, что он видит, он дважды отвечает неопределенно или шутливо, на третий - называет имя-отчество супруги, затем о том же спрашивают молодую.

    г) показ молодых. Свахи выглядывают из-за занавеса и говорят гостям:
    Повила я молодушку, стала как игрушка, а вам не покажу! Причесала молодого, вы не видели такого, а вам не покажу! Не дадите золотых, не покажем молодых! Гости дают выкуп, молодых показывают.
    Венцы уносят на рушниках на капище, а венки из цветов остаются у молодых и с ними поступают по-разному: хранят на божнице как оберег (ими можно лечить будущих детей) или в конце свадьбы бросают через спину в толпу холостой молодёжи, «на кого Бог пошлёт» - кто поймает, тот скоро вступит в брак. д) «совет да любовь». После повоя сваха или дружка, стоя за спинами сидящих за столом молодых, обняв их за плечи, говорит:
    Боги вас свели за единый стол, Боги вам велели одну хлеб-соль кушать, Боги вам велели одну речь говорить! И стукает («сочетает») молодых головами друг об друга со словами: Совет да любовь! Душа в душу, плоть к плоти, хоть к хоти!

    7. Пир горой. Продолжение пира, теперь молодые едят, пьют и разговаривают с гостями.

    а) Дары молодым. Гости преподносят молодым аутентичные свадебные подарки под соответствующие комментарии, например, «дарую пиво, чтоб жили красиво»; «дарую зайчишку, чтоб велись детишки»; после этого следуют и другие подарки.

    б) Цмок (Змей). В разгар пира является ряженый «Цмок», который начинает обниматься, подливать хмельное и «заговаривать зубы» молодому, делая при этом двусмысленные намёки молодой. Гго цель - выжить молодого с его места и усесться рядом с его женой. Гели муж сам не справляется с задачей, обнаглевшего Цмока взашей гонит дружка или вся сторона жениха. Гости наблюдают за поведением молодых (и мужа, и жены), делают выводы и обсуждают прогнозы их совместной жизни.

    в) Ритуальные бои («драку заказывали?»). По результатам судят о том, с чьей стороны ждать новой свадьбы.

    г) Скакание по лавкам до их поломки, символизирующей разрушение прошлой жизни невесты и жениха (в конце пира под залихватские песни).

    8. Отдарки. В течении полугода визиты молодых к каждому гостю с отдарками.

    9. В первый год супружества - обязательное чествование молодых на Масленицу - обряд «Порох на губах». Все новобрачные пары выходят в круг и под восклицания остальных участников: «Порох на губах!», «Покажите, как вы любитесь!» и т. п. -молодожёны целуются и обнимаются («стирают порох»). Обряд стимулирует продуцирующие силы Природы.
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Сб Окт 15, 2016 2:37 am

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ Т ЕКСТЫ К ОБРЯДАМ

    Караванная
    Песня или речитатив сопровождает действия хорошо описанные в польской сказке: «...тётка Радуни с помощницами-кара-вайницами каравай месит. Месят они тесто, а сами пляшут, песни поют, смеются, шутят. Потому примета есть: если весело караваю в квашне, если радостно караваю в печи - вся жизнь молодых в радости и веселье пройдёт». Также во время замеса каравая женщины проводят магическое действие - мажут себе и друг другу лица мукой, чтобы у молодых родились белолицые дети.
    Валю, валю, сыр каравай, с правой руки на левую,
    С левой руки на правую, по золотому лоточку,
    По золотому лоточку, по серебряному блюдечку.
    Каравай на лавку влез.
    Каравай по лавке пошёл,
    Каравай на печку влез,
    Каравай с печки слез,
    Каравай на лопату сел,
    Каравай в печку глядит!
    Пекись, пекись, сыр каравай,
    Дерись, дерись, сыр каравай,
    Выше дуба Дубова,
    Шире печи каменной!
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Сб Окт 15, 2016 2:38 am

    Омовение невесты

    Растопилась баенка,
    Раскалилась каменка,
    Ключевая вода согрелася,
    Венички шелковые распарились!
    Парили, парили, веником ударили,
    Баня, баня пораспарит, а женишок тебя наярит. Ты недолго в бане парилась, да уж много с себя спарила, Да и смыча с себя, девушка, с себя волю свою девичью! (3; № 483). Баня бела, баня бела, баня — белый потолок. Возле каменки стояла, парила свой хохолок. Ох, мойся, усок, подмывайся, усок,
    Тебе скоро, усок, дадут.мяса кусок
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Сб Окт 15, 2016 2:38 am

    На сборы жениха (действия по тексту)

    Ой рано, рано (имя жениха) вставал,
    Рано вставач, три свечи зажигал,
    Перву запалил, как умывался,
    Другу запалил как обувался,
    Третью запалил,
    Как на двор выходил,
    На двор выходил, коней седлал,
    Выезжал за красной девицей
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Сб Окт 15, 2016 2:40 am

    Омовение жениха.
    Могут исполняться те же песни, что и в женском обряде, но переделанные соответственно ситуации (и наоборот):
    Вир, вир, вир, серебряна Водица,
    На Водице есть престол-столица,
    На столице добрый молодец -
    Шелковые кудерьки, течи, кулаки крепки,
    Руки золотые по рамена (предплечья),
    Ноги серебряны по колена!
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Сб Окт 15, 2016 2:43 am

    Чесание волос.

    Как у Солнышка лучи до Земли,
    У (имя рек) кудри русые,
    По плечам лежат, словно жар горят,
    Развиться хотят, жениться велят
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА. Empty Re: СЛАВЯНСКАЯ СВАДЬБА.

    Сообщение автор Luna Eclipse Сб Окт 15, 2016 2:45 am

    Заговор на охрану места устройства брачной постели

    Вырублю, выстружу тридевять стрел,
    Расстреляю чёрные думы, чужие помышления
    От места сего на болота зыбучие, на грязи чёрные,
    Не бывать на место сие ни сглазу, ни уроку!
    Как персту безымянному нет имени
    Так и не будет у супостатов ни сил, ни времени
    Сюда приходить, делу вредить.
    Ключ и замок словам моим
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    Страница 1 из 2 1, 2  Следующий

    Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу

    - Похожие темы

     
    Права доступа к этому форуму:
    Вы не можете отвечать на сообщения