Последние темы
» Бесплатный курс «Работа с рунами и их проживание»
Трикстер Icon_minitimeПн Апр 22, 2024 4:47 am автор Boudikka Icena

» ШКОЛА - СОЗДАНИЕ ПОМОЩНИКОВ и ПОДСЕЛЕНИЕ ИХ В ПРЕДМЕТЫ СИЛЫ
Трикстер Icon_minitimeПн Апр 22, 2024 4:09 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» Вебинар "МАГИЯ КЛЮЧЕЙ"
Трикстер Icon_minitimeВт Янв 30, 2024 12:35 pm автор Borisovka68

» Диагностика отношений в паре и межличностных конфликтов в социуме
Трикстер Icon_minitimeЧт Янв 25, 2024 1:42 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» НОВЫЙ КУРС ритуалы на таро Черный Гримуар
Трикстер Icon_minitimeВт Янв 23, 2024 12:45 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» Набор в школу ТАРО ТЕНЕЙ
Трикстер Icon_minitimeСб Янв 20, 2024 1:46 pm автор Boudikka Icena

» БЕСПЛАТНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС "ЙОЛЬ"
Трикстер Icon_minitimeВт Дек 19, 2023 9:45 am автор Vega

» Бесплатный мастер - класс МАГИЯ БОЛИ
Трикстер Icon_minitimeВс Дек 17, 2023 12:54 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» вебинары-тренинги ДИАГНОСТИКА и МАГ РАБОТА по ФОТО
Трикстер Icon_minitimeЧт Ноя 09, 2023 11:56 pm автор † Л€ДИ Addam$ †

»  Грамотный став "Защитник дома"
Трикстер Icon_minitimeЧт Ноя 09, 2023 4:20 pm автор † Л€ДИ Addam$ †

» Опрос для матерей
Трикстер Icon_minitimeПт Окт 27, 2023 4:28 pm автор zarinalina

» Почему похудела?
Трикстер Icon_minitimeСр Окт 25, 2023 12:14 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» НАБОР НА ОСЕННИЙ ТУРНИР ЭКСТРАСЕНСОВ ФОРУМА ТАИНСТВО МАГИИ
Трикстер Icon_minitimeВт Окт 10, 2023 4:28 pm автор НОВОСТИ ФОРУМА

» Действенные заговоры для избавления от бородавок и папиллом
Трикстер Icon_minitimeЧт Сен 21, 2023 8:15 pm автор Мелика

» МАСТЕР-КЛАСС "РАБОТА С ЗАГОВОРАМИ"
Трикстер Icon_minitimeПт Сен 15, 2023 1:23 pm автор Luna Eclipse

» ПРИГЛАШАЮ НА КУРС "Очистительная работа с помощью обережной куклы"
Трикстер Icon_minitimeПн Сен 11, 2023 2:30 pm автор Аглая7

» Работа с Псалмами ( материал взят из книг сестер Соболь)
Трикстер Icon_minitimeПн Май 08, 2023 8:31 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» Богиня Баба Йога (Баба Яга)
Трикстер Icon_minitimeВс Апр 30, 2023 6:50 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» Двоедушник — в славянской мифологии
Трикстер Icon_minitimeВс Апр 30, 2023 6:22 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» Спиральная динамика для жизни и бизнеса Грейвза
Трикстер Icon_minitimeВт Фев 28, 2023 7:12 pm автор † Л€ДИ Addam$ †

» Успокаивающая Музыка.Сергей Грищук
Трикстер Icon_minitimeВс Фев 26, 2023 7:19 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» КУРС ТАРО ДЕКАМЕРОН
Трикстер Icon_minitimeПт Фев 17, 2023 3:15 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» 2 декабря - Обережье.
Трикстер Icon_minitimeСб Фев 04, 2023 1:57 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» Школа ТАРО ГНОМОВ в бизнес-консультировании
Трикстер Icon_minitimeВт Янв 10, 2023 9:54 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» Игра в эзотерические слова
Трикстер Icon_minitimeЧт Янв 05, 2023 8:07 am автор † Л€ДИ Addam$ †

В верх страницы

В низ страницы
Объявления

    Нет ни одного объявления.


    Трикстер

    Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

    Трикстер Empty Трикстер

    Сообщение автор Luna Eclipse Чт Окт 20, 2016 10:50 am

    Трикстер

    Ж. Дюмезиль создал систему классификации языческих богов на основе кастовой системы древних индусов. Эти касты таковы: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшья (ремесленники, крестьяне) и шудры - неприкасаемые, бесправные. Так и многочисленные боги имеют свои вполне определенные специализации. Касте брахманов соответствуют боги магии и смерти: Один, Белее или Волос (у славян), возможно, Аполлон у греков (он может исцелять болезни, но и может их насылать), Гермес и Меркурий в их развитых формах. Касте кшатриев соответствуют боги войны и громовержцы: Тор и Тюр у скандинавов, Перун у славян, Арес у греков и Марс у римлян. Касте вайшья принадлежат боги плодородия: Фрейр и Фрейя у скандинавов, Даждьбог у славян, троица Деметра-Персефона-Геката и Дионис у греков.
    Не вполне ясно обстоит дело с последней кастой неприкасаемых (шудры). Если провести социальные параллели, то в Европе им могут соответствовать юродивые, убогие, божьи люди, а также скоморохи, шуты - все, кто резко выделяется из общей среды людей, занятых полезными и понятными видами деятельности. Они не связаны с какой-либо прагматической функцией в социуме. Функция некоторых из них носит мистический характер, они на свой лад общаются с высшими силами, обладают нередко странной властью, они способны своими пророчествами и неуместными шутками вывести из равновесия любую систему.
    Что касается самой Индии и ее неприкасаемых - вот что известно о секте садху - исповедующих культ Шивы. Шива - бог, названный медитирующим аскетом и который согласно священным текстам в период завершения мирового цикла вызовет силы огня и уничтожит этот мир, для того, чтобы создать новый, когда будет на то его желание и воля. Садху пользуются скверной репутацией - это бродячая секта, промышляющая «чудесами» и торгующая талисманами, они неопрятны и не чисты на руку, медитируют редко, экономически не производительны. В санскритологии есть представление по поводу содержания их жизни как «подвижничества-трюкачества». В Индии к ним относятся с опаской и не стремятся к разоблачениям как шарлатанов. А вдруг они и впрямь просветленные?
    Европейский аналог шудр вряд ли является однородной группой, в ней можно обнаружить не менее трех подгрупп:
    • божьи люди, юродивые, принадлежащие миру Прави (пользуясь христианской терминологией - блаженные, сродни ангелам),
    • шуты-плуты, скоморохи (сродни бесенятам, отлично чувствуют себя везде, как космополиты),
    • социальный балласт, маргиналы, люди с минимальными волевыми побуждениями.
    Объектом нашего внимания является средняя подгруппа. Среди богов это те, чье поведение носит скандально-вызывающий характер и постоянно провоцирует изменения. Для такого бога уже есть в литературе, посвященной мифологии, определение - трикстер (введенное Полем Радином), то есть бог-плут, пересмешник, пройдоха, хулиган, трюкач, нередко вор и обманщик, покровитель вина и азартных игр. Бог-провокатор, он шутки ради занят проверкой на вшивость.
    У Л. Гумилева в его исследовании «Этногенез и биосфера земли» есть введенное им понятие - «пассионарий», то есть «страстный». Пассионарии - это люди с очень сильными эмоциональными побуждениями, заставляющими их изменять агрегатное состояние среды. При этом логического объяснения их поведению обнаружить практически не удается. Просто очень хочется совершить то или другое - воевать, захватывая все новые земли, или устраивать дворцовые перевороты. Что угодно - лишь бы не сидеть на месте, но быть непосредственным участником новых событий. При этом у пассионария инстинкт самосохранения значительно менее интенсивен, чем его жажда деятельности. Действие любой ценой - его девиз. В этом понятие «пассионарий» сближается с представлением о трикстере. Именно от него зависит, состоится ли героическое посвящение бога-воина или магическое посвящение бога смерти. Бог перемен, фактор трансформации. Не зря во всех европейских и восточных государствах при дворе всегда был шут, второе «я» монарха, который пользовался немыслимыми привилегиями и которому прощались все прегрешения. Он действует не во имя какой-то идеи, а от избытка сил, неистребимого и гипертрофированного инстинкта исследователя и первооткрывателя. Ему просто интересно посмотреть, что будет, если дернуть за эту веревочку. Вспомните Карлсона из детской книжки Астрид Линд-грен. У шведов Карлсон - весьма одиозный герой. Отношение к нему в Швеции примерно то же, что и к богу-трикстеру Локи. Сравните это с нашим российским обожанием этого скомороха. А наши Иван-дурак, Емеля - тоже трикстеры, хотя внешне простоватые. Некто средний между божьим человеком и трюкачом, который сам исполнен верой в свои фокусы: «Ступайте, сани, сами домой!». Но они все-таки значимо ближе к миру Прави, просветленности, простоте душевной, чем их западные близнецы. У всех у них нет ни малейшей зависимости от внешних приличий, общепринятых ценностей, они действуют по внутреннему наитию. И тех и других отличает детская непосредственность восприятия и поведения.
    Познакомимся поближе с этим обаятельным и небезопасным персонажем с точки зрения мифологии. Его особенности воплотились в следующих мифологических персонажах.
    Гермес (Меркурий в римской мифологии) - сын Зевса и Майи. Область его специализации - всевозможные новшества. Его считают тем, кто изобрел меры, числа, азбуку, и научил этому людей. Азбука и руны происходят из одного общего корня. Гермес - бог посланник, аналог славянского крылатого пса Симар-гла. Он охраняет пути, покровительствует путникам в путешествии при жизни, и он же ведет души умерших в их последний путь - в царство Аида. Он дает прибыль в торговле и посылает людям богатство. Он же и бог красноречия, и вместе с тем - изворотливости и обмана. Он непревзойденный ловкач, хитрец и вор. Это он украл однажды в шутку у Зевса его скипетр, у Посейдона - трезубец, у Аполлона - золотые стрелы и лук, а у Ареса - меч. Также был главным героем истории с похищением священных коров Аполлона. Это свое первое преступление он совершил, еще пребывая в колыбели. На то он и бог, чтобы, раскрутив свои пеленки, незаметно выскользнуть из колыбели и нарушить покой самого гармоничного и просветленного бога. С Гермесом также тесно связаны истории Диониса и Пана, которые имеют немалое отношение к процессам трансформации. С одной стороны Дионис и Пан - явные боги плодородия, но без трансформации, разрушения мертвых оболочек зерна, им не выполнить свою основную функцию. Поэтому их поведение имеет явственные черты необычности, странности, разрушительности, презрения к общепринятым нормам поведения.
    Дионис по одной из версий - сын Зевса и земной женщины Семены. Основная функция этого бога - плодородие, но в нём присутствуют и аспекты стихийности, разрушительности, непредсказуемости поведения. Ревнивая Гера, супруга Зевса, под видом повитухи научила несчастную женщину попросить громовержца показаться перед ней в своем истинном виде. Он же не мог отказать любимой в ее просьбе, и она погибла от его молний. Едва не погиб и Дионис, но божественный отец спас сына, зашив его к себе в бедро и затем переродив его (это имеет отношение к руне Альгиз - защиты, призывания богов). Гера не остановилась в своем мщении, наслала безумие на воспитателя Диониса - Атаманта, и тот хотел убить воспитанника. Вот тогда вмешался Гермес, и унес юного Диониса к нимфам, которые воспитали мальчика. Дионис -бог виноделия и веселья, вакханалий, мощных трансформационных и очищающих процедур, аналогичных, по-видимому, состоянию психической смерти-возрождения. Сам Дионис был еще богом безумия, которым он заражал всех, с кем соприкасался. Обновиться человеку можно только одним способом - отказаться от прежнего своего ума, чтобы исполниться новым.
    Пан - сын Гермеса и нимфы Дриопы, постоянный спутник Диониса-Вакха в его вакханалиях вместе с безумными менадами, сатирами, фавнами - всей этой козлоногой и козлорогой братией. Значение культа Диониса и его спутников, было так велико, что в их честь разыгрывались специальные спектакли, посвященные смерти и ежегодному возрождению Диониса, сопровождаемые хором козлообразных спутников. Эти спектакли прозвали трагедиями от древнегреческого «tragos», что значит «козел». Нужны ли еще доказательства значимости роли Трикстера? На этих доступных всем спектаклях (в отличие от мистерий - таинств для посвященных) люди могли удовлетворить свою потребность в партиципации, то есть в сопричастности силам природы и их возрождающим, обновляющим силам.
    В древнем Египте аналогом Гермеса является бог Тот. Дж. Фрезер в своей «Золотой ветви» описывает следующую историю по текстам Плутарха. Когда-то египетский календарный год состоял из трехсот шестидесяти дней. Небесная богиня Нут вступила в любовную связь с богом земли Гебом. Когда Ра, муж Нут, узнал об этом, он разгневался и провозгласил, что не будет в году такого дня, когда Нут смогла бы разрешиться от бремени. Тогда Тот, другой любовник богини, бог с головой ибиса, сыграл в шашки с Луной и выиграл у нее одну семьдесят вторую каждого дня, получив таким образом пять полных дополнительных к году дней. Так легенда объясняет появление современного года. А богиня Нут получила возможность разрешиться от бремени сначала Осирисом, затем его сестрой и женой Исидой, коварным Сетом и его женой Нефтидой.
    Скандинавский Локи, которого в летописях называют то асом, то ётуном (из рода великанов, олицетворяющих слепые силы самой природы) - бог плутовства, раздора, интриги, воровства, всевозможных проказ и проделок, а также стимулятор и непосредственная причина всех значительных событий в Ас-гарде (городе богов-асов) и во всех девяти мирах. Крайне неудобный бог, вместе с тем кровный брат Одина, спутник Тора в его героическом путешествии в страну великанов к Утгарду-Локи. Он же - мать (это не опечатка) чудесного коня Одина с восемью ногами - Слейпнира, добытчик золотых волос Сив, супруги Тора, ожерелья Брисингамен Фрейи, богини любви, красоты и плодородия, оружия Одина - копья Гунгнир, золотого вепря бога плодородия Фрейра и молота Тора - Мьёлльнир.
    Вот некоторые сюжеты, связанные с Локи. Его выходки часто носят бесцельный характер, просто от скуки. Он участвует с другими асами и асиньями в пире у морского великана Эгира и устраивает там перебранку. Он поносит богов и богинь, говоря им в глаза самую неприятную правду, не щадя самого Одина.
    (Локки) сказал:
    «Ты, Один, молчи!
    Ты удачи в боях
    не делил справедливо;
    не воинам храбрым,
    но трусам победу
    нередко дарил ты».
    (Один) сказал:
    «Коль не воинам храбрым,
    но трусам победу
    нередко дарил я,
    то ты под землей
    сидел восемь зим,
    доил там коров,
    рожал там детей,
    ты -муж женовидный».
    (Локки) сказал:
    «А ты, я слышал,
    на острове Самсей
    бил в барабан,
    средь людей колдовал,
    как делают ведьмы, -
    ты - муж женовидный».
    («Старшая Эдда», пер. А. Корсун, «Перебранка Локки»).
    В результате Локи покидает собрание, так как появляется Тор со своим молотом Мьёлльнир и грозит ему.
    Найдя на костре полусгоревшее женщины сердце, съел его Локи; так Лофт зачал от женщины злой; отсюда пошли
    все ведьмы на свете (там же).
    Кроме того, вместе с великаншей Ангрбодой он производит на свет трех чудовищ - Волка Фенрира, который в Рагнарек проглотит Одина, мирового змея Ёрмунганда, который также выступит против богов, и Хель, которая станет хозяйкой страны мертвых Хель в Нифльхейме. Одна половина ее цвета мяса, а другая мертвая, синяя. Эта физическая асимметрия и положение в обществе роднит ее с нашей славянской бабой ягой. Сам же Локи рукой слепого Хёда губит сына Одина Бальдра доброго и в Рагнарёк выступает инициатором гибели богов. Но этот же Локи вольно или невольно способствовал тому, что светлый Бальдр отсиделся в сумерки богов в царстве мертвых, и смог воскреснуть после гибели богов для нового мира. А многие плутни Локи отличались изяществом и блистательностью. Особенно хороша история, описанная Снорри Стурлуссоном в «Младшей Эдде» о строительстве Асгарда - города асов. Однажды к асам пришел некий великан и предложил за три полугодия построить им крепость. В качестве награды за работу он хотел ни много, ни мало - солнце, луну и первую красавицу Асгарда - богиню Фрейю. В помощь себе он попросил коня Сва-дильфари. Боги сомневались в выгодности такой сделки, но Локи убедил их, что великан не успеет справиться с работой и проиграет. Великан начал трудиться, и конь Свадильфари делал еще больше, чем он. Когда до окончания срока осталось три дня и великану осталось только достроить ворота, стало ясно, что придется рассчитываться с мастером. Тогда Локи обернулся прекрасной кобылицей и увел Свадильфари с собой. Великан остался один и не смог вовремя закончить работу. Асы ему не заплатили, а Локи в образе кобылы родил потом от Свадильфари восьминогого коня Слейпнира, быстрее которого не было на свете. Хозяином его стал сам Один.
    Однажды слоняясь от скуки и не зная, чем заняться, Локи решил слетать к великанам и узнать, не замышляют ли они что-нибудь против асов. Он сходил к богине красоты Фрейе и попросил ее соколиное оперение. Добрая Фрейя дала ему оперение, и Локи, обратившись в сокола, полетел в Ётунхейм. Там, достигнув дома великана, славившегося своим умом и силой, он сел на крышу и устроил страшный шум, привлекая к себе внимание. Хозяин увидел сокола на крыше и велел слугам поймать его. Локи-сокол решил притвориться спящим и взлететь в самый последний момент, но достался все-таки слугам, поскользнувшись на черепице крыши. Великан посадил его в клетку и держал его там три месяца без еды и питья, пока Локи не сознался, кто он на самом деле. Тогда великан поставил условие его освобождения из клетки: он должен уговорить бога Тора прийти к нему без своих атрибутов силы - молота Мьёлльнир, пояса силы и железных рукавиц, и сразиться с ним. Локи обещал и сделал это. Хорошо, что Тор его не подвел и сумел победить великана голыми руками. Таков северный Локи.
    Было бы несправедливо, говоря о персонажах индоевропейских мифов, не упомянуть богов индуизма. Кришна, один из наиболее значительных аватар (земных воплощений) бога Вишну, в детстве был шутником и плутишкой, крал масло на маслобойне у своих приемных родителей, за что и был неоднократно наказан. Шива, который уже был упомянут, является также, как и Вишну, синкретической сущностью, то есть всеобъемлющей и неразделимой в своей многоаспектности. Один из его аспектов - мощный созидательный потенциал, что отражает фаллическая символика, присущая культу Шивы, но другой аспект прямо противоположен - это потенциальное разрушение, готовность к сожжению старого мира, чтобы со временем мог восторжествовать новый мир. Как тут не вспомнить Локи-скандинава? Особенно, если учесть, что один из сыновей Шивы, Картикейя - бог войны и покровитель воров.
    Некоторые древние традиции напрямую отражали специфику трикстера как реформатора. У Дж. Фрезера («Золотая ветвь») есть описание древних римских Сатурналий, которые происходили в течение недели до зимнего солнцеворота. Это были массовые народные гуляния, в которых все и вся становилось с ног на голову, когда рабы играли роль господ, а господа безропотно им прислуживали. В те дни избирали царя Сатурналии, который одевался в шутовскую корону и мантию, и пользовался огромными привилегиями и почестями. В конце Сатурналии он либо должен был покончить самоубийством, либо его убивали. На следующий день воцарялся новый мир. Этнологи видят в римских Сатурналиях предтечу последующих италийских и прочих европейских карнавалов, общей чертой которых оставалась вы-вернутость всего строя жизни наизнанку и власть короля-шута, который в конце карнавала, исполнив свою роль в трансформации, обновлении мира, умирал, как умирает зерно, давая жизнь колосу. Сатурн и был богом умирающего зерна, аналогом Кро-носа древних греков. Бог Уран был оскоплен своим сыном, Кро-носом. Семя Урана стало жертвой, принесенной для продолжения процесса оплодотворения, как природного цикла. Надо сказать, что в последующих карнавальных культурах в Европе и на Руси герой-шут тоже изначально являлся пострадавшей стороной. Это происходило с Пульчинелл о в Италии, Полишинелем во Франции, Панчем в Англии и нашим русским Петрушкой, которого нередко в конце ярмарочного спектакля нечистая сила уносила в ад.
    «Много дней грустил король. Не знал народ, что за беда. И кто-то во дворец привел Смешного карлика-шута. Карлик прыгал и кричал, Народ безумно хохотал, А шут смешить не прекращал, На пол вдруг король упал. XolXol Все вверх дном! Хо! Хо! Все ходуном! Хохот со всех сторон! Хохот в веселом царстве! ... От усталости и смеха Несчастный люд изнемогал,
    Валялись стражники в доспехах,
    И каждый страшно хохотал.
    Не стало больше короля.
    Все, как один, сошли сума.
    Летели месяцы, года
    В веселом царстве карлика-шута!
    Хо! Хо! Все вверх дном!
    Хо! Хо! Все ходуном!
    Хохот со всех сторон!
    Хохот в веселом царстве шута!»
    (из песни «Король и шут» одноименной панк-рок группы)
    Последний фрагмент иллюстрирует современный вариант мистерии разрушения - молодежную рок-культуру. Эффект концертов наиболее популярных рок-групп поистине катастрофичен, летят если не головы, то «крыши», подростки проходят инициацию разрушения безмятежного и отсвечивающего розовым утра своей жизни для того, чтобы войти в жесткие светотени своего дня. Солист рок-группы «Rammstein» Тилль Линдеманн говорил о песнях своей группы, что это личный Апокалипсис. Рагнарёк... Трудно таким образом переоценить современный вариант мистерии обновления. Кого-то воротит от тяжелого рока и металлики, они могут спросить: а нельзя ли как-нибудь потише, поприличнее пройти эту самую инициацию-трансформацию? Увы. По мифологии как-то не получается. В жизни тоже. Вы же сами видите - рок неистребим. Рок - судьба - вирд - это все одно и то же.
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу


     
    Права доступа к этому форуму:
    Вы не можете отвечать на сообщения