ПОЗЫ, ЖЕСТЫ И ГРИМАСЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СЛАВЯН
Страница 1 из 1 • Поделиться
ПОЗЫ, ЖЕСТЫ И ГРИМАСЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СЛАВЯН
ПОЗЫ, ЖЕСТЫ И ГРИМАСЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СЛАВЯН
«Язык» лица и тела человека, то есть его гримасы, жесты и позы без слов информируют наблюдателя, нужно лишь уметь их «читать». В народной культуре некоторые из них подмечены и имеют названия, другие не имеют или они забыты, например, вследствие табуирования. Ниже мы приведем несколько таких поз, жестов и гримас, большинство из которых носит явные следы применения в ритуалах. Заметим, что зачастую традиционное «прочтение» «языка тела» несколько отличается от толкования тех же мимических позиций современной наукой психологией.
Многие позы, жесты и гримасы славянской народной культуры неоднозначны, для их понимания необходимо учитывать многие факторы: пол и возраст человека, обстоятельства места и времени. Например, «дуля» («фига») показанная в ответ на просьбу человека означает несколько иное, чем тот же жест, направленный в сторону вихря, а действие высовывания языка взрослым едоком на празднике Масленицы, имеет конечную цель, отличную от цели той же гримасы в детской ссоре, хотя обе они вызывают одну и ту же физиологическую реакцию организма человека, высунувшего язык.
В данной работе представлена лишь малая часть этого малоизученного аспекта традиционной культуры не только славян, но и всех народов земли.
«Язык» лица и тела человека, то есть его гримасы, жесты и позы без слов информируют наблюдателя, нужно лишь уметь их «читать». В народной культуре некоторые из них подмечены и имеют названия, другие не имеют или они забыты, например, вследствие табуирования. Ниже мы приведем несколько таких поз, жестов и гримас, большинство из которых носит явные следы применения в ритуалах. Заметим, что зачастую традиционное «прочтение» «языка тела» несколько отличается от толкования тех же мимических позиций современной наукой психологией.
Многие позы, жесты и гримасы славянской народной культуры неоднозначны, для их понимания необходимо учитывать многие факторы: пол и возраст человека, обстоятельства места и времени. Например, «дуля» («фига») показанная в ответ на просьбу человека означает несколько иное, чем тот же жест, направленный в сторону вихря, а действие высовывания языка взрослым едоком на празднике Масленицы, имеет конечную цель, отличную от цели той же гримасы в детской ссоре, хотя обе они вызывают одну и ту же физиологическую реакцию организма человека, высунувшего язык.
В данной работе представлена лишь малая часть этого малоизученного аспекта традиционной культуры не только славян, но и всех народов земли.
Luna Eclipse- Главный модератор
Re: ПОЗЫ, ЖЕСТЫ И ГРИМАСЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СЛАВЯН
Жест защиты от Силы Громовержца или «Перун здесь»
В древности в культуре всех народов, в том числе и у славян, имели широкое распространение клятвы и проклятия - краткие эмоциональные высказывания обещания или пожелания. Помимо общего корня эти высказывания всегда сопровождались определенными устойчивыми жестами и гримасами. До сих пор, в разговоре, например, о долге мы, произнося «клянусь, верну в срок!», прикладываем руку к сердцу, а грозя расправой показываем кулак. Общеславянское проклятие именем Громовержца («Каб цябе Пярун пабрау!», «нехай Пярун тябя вбие», «разрази тебя Гром» и пр.), вероятно, сопровождались резким выпадом руки со сжатым кулаком в сторону проклинаемого. Интересно, что в народной культуре на разные виды опасности, в том числе и проклятия, были в ходу различные действия защиты (отплёвывание, показывание дули и пр.). Логично предположить, что и на столь популярную у славян угрозу навлечения Силы Перуна имелся соответствующий жест защиты. Поскольку Сила Перуна проявляется в громовых раскатах, а это оглушающая и бьющая в грудь звуковая волна, то жест защиты должен защищать грудную клетку и уши.
В народной культуре Русского Севера мы находим такой жест! Он былизображен на донце севернорусской прялки за восьмиле-пестковой розеткой - «громовым колесом» мы видим человека с открытым ртом и скрещенными руками. Такая поза и мимика лица являются реальной защитой от звуковой волны (грома, артобстрела, землетрясения) - скрещенные руки защищают грудь, открытый рот сохраняет барабанные перепонки. Знание этого жеста и гримасы может пригодится во время сильной грозы, и, не дай бог, на войне или при природной катастрофе. Аналогичные символические и практические перекрещивания встречаем в «маркировке» основных участников славянских свадеб, например, дружек, перевязанных по груди рушниками; в быту заклеивание окон при артобстрелах полосками бумаги крестнакрест и в воинской амуниции портупеи солдат царских времен. Такой жест и перевязывание ремнями или рушниками возможно применять на праздниках, посвященных Перуну, как демонстрация присутствия Его Силы.
В древности в культуре всех народов, в том числе и у славян, имели широкое распространение клятвы и проклятия - краткие эмоциональные высказывания обещания или пожелания. Помимо общего корня эти высказывания всегда сопровождались определенными устойчивыми жестами и гримасами. До сих пор, в разговоре, например, о долге мы, произнося «клянусь, верну в срок!», прикладываем руку к сердцу, а грозя расправой показываем кулак. Общеславянское проклятие именем Громовержца («Каб цябе Пярун пабрау!», «нехай Пярун тябя вбие», «разрази тебя Гром» и пр.), вероятно, сопровождались резким выпадом руки со сжатым кулаком в сторону проклинаемого. Интересно, что в народной культуре на разные виды опасности, в том числе и проклятия, были в ходу различные действия защиты (отплёвывание, показывание дули и пр.). Логично предположить, что и на столь популярную у славян угрозу навлечения Силы Перуна имелся соответствующий жест защиты. Поскольку Сила Перуна проявляется в громовых раскатах, а это оглушающая и бьющая в грудь звуковая волна, то жест защиты должен защищать грудную клетку и уши.
В народной культуре Русского Севера мы находим такой жест! Он былизображен на донце севернорусской прялки за восьмиле-пестковой розеткой - «громовым колесом» мы видим человека с открытым ртом и скрещенными руками. Такая поза и мимика лица являются реальной защитой от звуковой волны (грома, артобстрела, землетрясения) - скрещенные руки защищают грудь, открытый рот сохраняет барабанные перепонки. Знание этого жеста и гримасы может пригодится во время сильной грозы, и, не дай бог, на войне или при природной катастрофе. Аналогичные символические и практические перекрещивания встречаем в «маркировке» основных участников славянских свадеб, например, дружек, перевязанных по груди рушниками; в быту заклеивание окон при артобстрелах полосками бумаги крестнакрест и в воинской амуниции портупеи солдат царских времен. Такой жест и перевязывание ремнями или рушниками возможно применять на праздниках, посвященных Перуну, как демонстрация присутствия Его Силы.
Luna Eclipse- Главный модератор
Re: ПОЗЫ, ЖЕСТЫ И ГРИМАСЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СЛАВЯН
Поза Макоши и Лели
Попеременное «застывание» на одной ноге с заложенными за спину руками копирует позы водоплавающих птиц (уток, гусей, лебедей), которые являются одним из воплощений Макоши (к этому можно добавить и переваливающуюся «утиную» походку Макоши). Позу можно демонстрировать вовремя славлений Макоши, показывая Ей наше знание Её ипостасей. Перемена ноги происходит через «потягушки»: В среде девочек и очень юных девушек поза на одной ноге, но с поднятыми руками символизирует «девудрево» славянскую Богиню Лелю (Лёлю, Лялю), чьим символом являются молодые деревца, берёзки, липки, ивы.
Поклоны выражают уважение человека к кому или чему - либо и различаются по степени: головной поклон - опускание головы к груди, знак признания объекта поклонения выше себя (приложенная к сердцу правая рука означает «от всего сердца»); поясной -нагибание корпуса тела под прямым углом к Земле - знак глубокого поклонения объекту; земной поклон - правую руку, положенную на сердце, простирают вниз, касаясь земли, поклон знаменует высшую степень уважения (поза на коленях с ударом лбом по полу, которую иногда называют «земным поклоном», на самом деле является позой униженного просителя, называется «бить челом» и к поклонам-уважениям касательства не имеет).
Менее века тому назад, до резких перемен в народной культуры в 1917 году, всё население России умело чётко различать и выполнять все виды поклонов. До сих пор мы знаем их названия, осталось только научитбся различать и правильно применять в обрядах три вида поклонов, что будет зримым выказыванием уважения Предкам.
Попеременное «застывание» на одной ноге с заложенными за спину руками копирует позы водоплавающих птиц (уток, гусей, лебедей), которые являются одним из воплощений Макоши (к этому можно добавить и переваливающуюся «утиную» походку Макоши). Позу можно демонстрировать вовремя славлений Макоши, показывая Ей наше знание Её ипостасей. Перемена ноги происходит через «потягушки»: В среде девочек и очень юных девушек поза на одной ноге, но с поднятыми руками символизирует «девудрево» славянскую Богиню Лелю (Лёлю, Лялю), чьим символом являются молодые деревца, берёзки, липки, ивы.
Поклоны выражают уважение человека к кому или чему - либо и различаются по степени: головной поклон - опускание головы к груди, знак признания объекта поклонения выше себя (приложенная к сердцу правая рука означает «от всего сердца»); поясной -нагибание корпуса тела под прямым углом к Земле - знак глубокого поклонения объекту; земной поклон - правую руку, положенную на сердце, простирают вниз, касаясь земли, поклон знаменует высшую степень уважения (поза на коленях с ударом лбом по полу, которую иногда называют «земным поклоном», на самом деле является позой униженного просителя, называется «бить челом» и к поклонам-уважениям касательства не имеет).
Менее века тому назад, до резких перемен в народной культуры в 1917 году, всё население России умело чётко различать и выполнять все виды поклонов. До сих пор мы знаем их названия, осталось только научитбся различать и правильно применять в обрядах три вида поклонов, что будет зримым выказыванием уважения Предкам.
Luna Eclipse- Главный модератор
Re: ПОЗЫ, ЖЕСТЫ И ГРИМАСЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СЛАВЯН
Вызывание состояния «слюнки текут», гримаса Масленицы
В культурах некоторых народов Древнего Дальнего Востока (и гоминид), открытый рот и вываленный язык означают удивление. Не так в культуре восточных славян: народ подметил, что высунутый по максимуму язык стимулирует выработку слюны и активирует рефлекс глотания, а это необходимо, например, при традиционном масленичном объедании, поэтому Масленица мыслилась женщиной с такой гримасой. Вне Масленицы высунутый язык означает угрозу съедения и присущ Бабе Яге (не путать с гримасой «Ярилки», см. ниже). Интересно, что детская манера дразниться высунутым языком, вовсе не означает «я тебя съем», она возникла как своеобразная необходимая «прелюдия» (для набора слюны) перед плевком в обидчика и сигнализирует о возможности подобного развития препираний при достаточном «накале страстей».
Умение вызывать у себя состояние «текущих слюнок» вне Масленицы и детских ссор может пригодится и в быту, например, когда нужно поесть в сухомятку, а «в рот не лезет» или требуется очистить полость рта при отсутствии воды или просто немного утолить жажду.
«Ярилины намёки».
Кончик языка слегка высунут и бегает по губам - эротический знак, «неприличное предложение», который был возможен на молодежных гуляниях.
В культурах некоторых народов Древнего Дальнего Востока (и гоминид), открытый рот и вываленный язык означают удивление. Не так в культуре восточных славян: народ подметил, что высунутый по максимуму язык стимулирует выработку слюны и активирует рефлекс глотания, а это необходимо, например, при традиционном масленичном объедании, поэтому Масленица мыслилась женщиной с такой гримасой. Вне Масленицы высунутый язык означает угрозу съедения и присущ Бабе Яге (не путать с гримасой «Ярилки», см. ниже). Интересно, что детская манера дразниться высунутым языком, вовсе не означает «я тебя съем», она возникла как своеобразная необходимая «прелюдия» (для набора слюны) перед плевком в обидчика и сигнализирует о возможности подобного развития препираний при достаточном «накале страстей».
Умение вызывать у себя состояние «текущих слюнок» вне Масленицы и детских ссор может пригодится и в быту, например, когда нужно поесть в сухомятку, а «в рот не лезет» или требуется очистить полость рта при отсутствии воды или просто немного утолить жажду.
«Ярилины намёки».
Кончик языка слегка высунут и бегает по губам - эротический знак, «неприличное предложение», который был возможен на молодежных гуляниях.
Luna Eclipse- Главный модератор
Re: ПОЗЫ, ЖЕСТЫ И ГРИМАСЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СЛАВЯН
Жест «колесом дорога».
Сцепленные руки подняты над головой - подобный жест делается вслед уходящему для его возвращения; во время радений на Луну для поддержания её циклов; осенью улетающим птицам, глядя в даль. Если смотреть при этом под ноги или сцепить руки по типу «ленты Мебиуса», птицы могут сбиться с курса и кружить на одном месте.
Сцепленные руки подняты над головой - подобный жест делается вслед уходящему для его возвращения; во время радений на Луну для поддержания её циклов; осенью улетающим птицам, глядя в даль. Если смотреть при этом под ноги или сцепить руки по типу «ленты Мебиуса», птицы могут сбиться с курса и кружить на одном месте.
Luna Eclipse- Главный модератор
Re: ПОЗЫ, ЖЕСТЫ И ГРИМАСЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СЛАВЯН
Жест «сложа руки»
Показывает «нерабочее» состояние человека, символ праздности и праздника. Сидя и стоя, руки сложены на коленях, животе или внизу - пассивность, стоя, руки сложены на груди у взрослых (замужних) женщин - боевитость, агрессия.
В девичьей среде на гуляньях поза «сложа руки на груди» означает закрытость для противоположного пола (нежелание знакомится с конкретным парнем или что у девушки уже есть парень), так как «подать руку», «взять за руку» было символом согласия «встречатся».
Показывает «нерабочее» состояние человека, символ праздности и праздника. Сидя и стоя, руки сложены на коленях, животе или внизу - пассивность, стоя, руки сложены на груди у взрослых (замужних) женщин - боевитость, агрессия.
В девичьей среде на гуляньях поза «сложа руки на груди» означает закрытость для противоположного пола (нежелание знакомится с конкретным парнем или что у девушки уже есть парень), так как «подать руку», «взять за руку» было символом согласия «встречатся».
Luna Eclipse- Главный модератор
Re: ПОЗЫ, ЖЕСТЫ И ГРИМАСЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СЛАВЯН
Поза «руки-в-боки» или «фертом стоять/идти»
Поза с руками, упёртыми в бока, название произошло от старинного названия буквы «Ф», напоминающей подбоченившегося человека. Для стоящего человека это поза «старта», она показывает, что человек находится в бойком расположении духа, готов к энергичным действиям. Поза используется более в плясках и редко - в плавных хороводах. В женской среде эта поза в сочетании с переваливающейся походкой «уточкой» является преддверием «женских разборок» и подражанием Макоши, готовой наказать обидчика.
Поза с руками, упёртыми в бока, название произошло от старинного названия буквы «Ф», напоминающей подбоченившегося человека. Для стоящего человека это поза «старта», она показывает, что человек находится в бойком расположении духа, готов к энергичным действиям. Поза используется более в плясках и редко - в плавных хороводах. В женской среде эта поза в сочетании с переваливающейся походкой «уточкой» является преддверием «женских разборок» и подражанием Макоши, готовой наказать обидчика.
Luna Eclipse- Главный модератор
Re: ПОЗЫ, ЖЕСТЫ И ГРИМАСЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СЛАВЯН
Жест «шапку оземь»
Бросание на землю шапки, сорванной со своей головы, обычно, с возгласом «Эх!». Жест отчаяния и отчаянности, используется в ситуациях «облома», неудачи, проигрыша, но и в начале рискованных действий, поединка, драки в процессе скидывания верхней одежды на «своей территории» для свободы действий, уменьшения возможности захватов, сохранения одежды от разрывания и сохранения её от присвоения противником. Жест используется в мужских воинских танцах, перед прыжком через Купальский костер и т. п.
Бросание на землю шапки, сорванной со своей головы, обычно, с возгласом «Эх!». Жест отчаяния и отчаянности, используется в ситуациях «облома», неудачи, проигрыша, но и в начале рискованных действий, поединка, драки в процессе скидывания верхней одежды на «своей территории» для свободы действий, уменьшения возможности захватов, сохранения одежды от разрывания и сохранения её от присвоения противником. Жест используется в мужских воинских танцах, перед прыжком через Купальский костер и т. п.
Luna Eclipse- Главный модератор
Re: ПОЗЫ, ЖЕСТЫ И ГРИМАСЫ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СЛАВЯН
Жест «рвать рубаху»
Реальное разрывание рубахи на груди, начиная с ворота, обнажение торса. Поза является естественным продолжением жеста «шапку оземь» и говорит о решимости вступить в драку и биться «на смерть». Никакого отношения к «демонстрации православного креста» не имеет, так как является продолжением древней языческой индоевропейской традиции обнажения воинов перед боем. Может применяться в воинских клятвах Перуну и накануне реального сражения.
Реальное разрывание рубахи на груди, начиная с ворота, обнажение торса. Поза является естественным продолжением жеста «шапку оземь» и говорит о решимости вступить в драку и биться «на смерть». Никакого отношения к «демонстрации православного креста» не имеет, так как является продолжением древней языческой индоевропейской традиции обнажения воинов перед боем. Может применяться в воинских клятвах Перуну и накануне реального сражения.
Luna Eclipse- Главный модератор
Похожие темы
» Жесты у славян
» Жесты, обычаи и прикосновения
» УПРАЖНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ РЭЙКИ "МИКРОКОСМИЧЕСКАЯ ОРБИТА"
» АФФИРМАЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ РЭЙКИ. 2 СТУПЕНЬ
» ТЕХНИКА ТРАДИЦИОННОЙ РЭЙКИ "ПСИХИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ"
» Жесты, обычаи и прикосновения
» УПРАЖНЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ РЭЙКИ "МИКРОКОСМИЧЕСКАЯ ОРБИТА"
» АФФИРМАЦИИ ТРАДИЦИОННОЙ РЭЙКИ. 2 СТУПЕНЬ
» ТЕХНИКА ТРАДИЦИОННОЙ РЭЙКИ "ПСИХИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ"
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Пн Апр 22, 2024 4:47 am автор Boudikka Icena
» ШКОЛА - СОЗДАНИЕ ПОМОЩНИКОВ и ПОДСЕЛЕНИЕ ИХ В ПРЕДМЕТЫ СИЛЫ
Пн Апр 22, 2024 4:09 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Вебинар "МАГИЯ КЛЮЧЕЙ"
Вт Янв 30, 2024 12:35 pm автор Borisovka68
» Диагностика отношений в паре и межличностных конфликтов в социуме
Чт Янв 25, 2024 1:42 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» НОВЫЙ КУРС ритуалы на таро Черный Гримуар
Вт Янв 23, 2024 12:45 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Набор в школу ТАРО ТЕНЕЙ
Сб Янв 20, 2024 1:46 pm автор Boudikka Icena
» БЕСПЛАТНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС "ЙОЛЬ"
Вт Дек 19, 2023 9:45 am автор Vega
» Бесплатный мастер - класс МАГИЯ БОЛИ
Вс Дек 17, 2023 12:54 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» вебинары-тренинги ДИАГНОСТИКА и МАГ РАБОТА по ФОТО
Чт Ноя 09, 2023 11:56 pm автор † Л€ДИ Addam$ †
» Грамотный став "Защитник дома"
Чт Ноя 09, 2023 4:20 pm автор † Л€ДИ Addam$ †
» Опрос для матерей
Пт Окт 27, 2023 4:28 pm автор zarinalina
» Почему похудела?
Ср Окт 25, 2023 12:14 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» НАБОР НА ОСЕННИЙ ТУРНИР ЭКСТРАСЕНСОВ ФОРУМА ТАИНСТВО МАГИИ
Вт Окт 10, 2023 4:28 pm автор НОВОСТИ ФОРУМА
» Действенные заговоры для избавления от бородавок и папиллом
Чт Сен 21, 2023 8:15 pm автор Мелика
» МАСТЕР-КЛАСС "РАБОТА С ЗАГОВОРАМИ"
Пт Сен 15, 2023 1:23 pm автор Luna Eclipse
» ПРИГЛАШАЮ НА КУРС "Очистительная работа с помощью обережной куклы"
Пн Сен 11, 2023 2:30 pm автор Аглая7
» Работа с Псалмами ( материал взят из книг сестер Соболь)
Пн Май 08, 2023 8:31 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Богиня Баба Йога (Баба Яга)
Вс Апр 30, 2023 6:50 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Двоедушник — в славянской мифологии
Вс Апр 30, 2023 6:22 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Спиральная динамика для жизни и бизнеса Грейвза
Вт Фев 28, 2023 7:12 pm автор † Л€ДИ Addam$ †
» Успокаивающая Музыка.Сергей Грищук
Вс Фев 26, 2023 7:19 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» КУРС ТАРО ДЕКАМЕРОН
Пт Фев 17, 2023 3:15 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» 2 декабря - Обережье.
Сб Фев 04, 2023 1:57 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Школа ТАРО ГНОМОВ в бизнес-консультировании
Вт Янв 10, 2023 9:54 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Игра в эзотерические слова
Чт Янв 05, 2023 8:07 am автор † Л€ДИ Addam$ †