Последние темы
» Бесплатный курс «Работа с рунами и их проживание»
СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Icon_minitimeПн Апр 22, 2024 4:47 am автор Boudikka Icena

» ШКОЛА - СОЗДАНИЕ ПОМОЩНИКОВ и ПОДСЕЛЕНИЕ ИХ В ПРЕДМЕТЫ СИЛЫ
СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Icon_minitimeПн Апр 22, 2024 4:09 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» Вебинар "МАГИЯ КЛЮЧЕЙ"
СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Icon_minitimeВт Янв 30, 2024 12:35 pm автор Borisovka68

» Диагностика отношений в паре и межличностных конфликтов в социуме
СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Icon_minitimeЧт Янв 25, 2024 1:42 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» НОВЫЙ КУРС ритуалы на таро Черный Гримуар
СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Icon_minitimeВт Янв 23, 2024 12:45 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» Набор в школу ТАРО ТЕНЕЙ
СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Icon_minitimeСб Янв 20, 2024 1:46 pm автор Boudikka Icena

» БЕСПЛАТНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС "ЙОЛЬ"
СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Icon_minitimeВт Дек 19, 2023 9:45 am автор Vega

» Бесплатный мастер - класс МАГИЯ БОЛИ
СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Icon_minitimeВс Дек 17, 2023 12:54 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» вебинары-тренинги ДИАГНОСТИКА и МАГ РАБОТА по ФОТО
СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Icon_minitimeЧт Ноя 09, 2023 11:56 pm автор † Л€ДИ Addam$ †

»  Грамотный став "Защитник дома"
СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Icon_minitimeЧт Ноя 09, 2023 4:20 pm автор † Л€ДИ Addam$ †

» Опрос для матерей
СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Icon_minitimeПт Окт 27, 2023 4:28 pm автор zarinalina

» Почему похудела?
СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Icon_minitimeСр Окт 25, 2023 12:14 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» НАБОР НА ОСЕННИЙ ТУРНИР ЭКСТРАСЕНСОВ ФОРУМА ТАИНСТВО МАГИИ
СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Icon_minitimeВт Окт 10, 2023 4:28 pm автор НОВОСТИ ФОРУМА

» Действенные заговоры для избавления от бородавок и папиллом
СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Icon_minitimeЧт Сен 21, 2023 8:15 pm автор Мелика

» МАСТЕР-КЛАСС "РАБОТА С ЗАГОВОРАМИ"
СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Icon_minitimeПт Сен 15, 2023 1:23 pm автор Luna Eclipse

» ПРИГЛАШАЮ НА КУРС "Очистительная работа с помощью обережной куклы"
СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Icon_minitimeПн Сен 11, 2023 2:30 pm автор Аглая7

» Работа с Псалмами ( материал взят из книг сестер Соболь)
СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Icon_minitimeПн Май 08, 2023 8:31 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» Богиня Баба Йога (Баба Яга)
СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Icon_minitimeВс Апр 30, 2023 6:50 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» Двоедушник — в славянской мифологии
СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Icon_minitimeВс Апр 30, 2023 6:22 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» Спиральная динамика для жизни и бизнеса Грейвза
СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Icon_minitimeВт Фев 28, 2023 7:12 pm автор † Л€ДИ Addam$ †

» Успокаивающая Музыка.Сергей Грищук
СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Icon_minitimeВс Фев 26, 2023 7:19 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» КУРС ТАРО ДЕКАМЕРОН
СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Icon_minitimeПт Фев 17, 2023 3:15 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» 2 декабря - Обережье.
СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Icon_minitimeСб Фев 04, 2023 1:57 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» Школа ТАРО ГНОМОВ в бизнес-консультировании
СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Icon_minitimeВт Янв 10, 2023 9:54 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» Игра в эзотерические слова
СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Icon_minitimeЧт Янв 05, 2023 8:07 am автор † Л€ДИ Addam$ †

В верх страницы

В низ страницы
Объявления

    Нет ни одного объявления.


    СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

    Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

    СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Empty СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

    Сообщение автор Luna Eclipse Пн Окт 17, 2016 11:47 am

    СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

    «Культурно-историческое значение заговоров... в значительной степени объясняется той их особенностью, что при удивительном консерватизме этого типа текстов они в определенных звеньях открыты инновациям.. .эти инновации не меняют самой структуры текста и никак не стесняют память жанра.. .»
    Творческие люди, живущие традиционной славянской культурой, или ею интересующиеся, имеют полное право составлять заговоры самостоятельно как для себя и под свою конкретную ситуацию, так и для своего окружения. Это естественное право не есть современная новация, но традиция, которая не прерывалась, но иногда не осознавалась, как самими авторами, так и теми, кто пользовался составленным текстом. Например, М. Цветаева, почти сто лет тому назад, в 1922 году, в стихотворении «Рассвет на рельсах» написала такие строки:
    «... Покамест день не встал
    С его страстями стравленными -
    Во всю горизонталь
    Россию восстанавливаю!...
    То есть поэтесса, совершая путешествие на поезде, смотрит в окно на рассвете и её воля, её желание направлены на помощь разрушенной родной стране. Давайте сравним строки Цветаевой с тем, что пишет российский ученый о традиционных нарративах (заговорах): «Лежащий в основе абсолютного большинства текстов нарративного типа образ пути, очевидно, является дополнительным сигнализатором нахождения героя в потустороннем мире.. .» Добавим сюда ещё и то, что поэтесса не только находится в пути, но и путешествует, глядя на заре в окно, а это еще один «сигнал» о нахождении героя в потустороннем мире. Передвижение героя в заговорах «представляет собой одновременно и перемещение в пространстве иного мира, и своеобразное «восстановление» самого этого пространства в конкретном месте и в конкретное Беда в том, что имеются многочисленные свидетельства носителей традиционной культуры о том, что тетради с заговорами или подслушанные и повторенные заклинания не «работают» без соблюдения определенных условий. Всё дело в специфике передачи и получения магических текстов. Говоря очень обще, заговоры передавались
    1) как некая способность, магическим способом по наследству родственнику или любому человеку, иногда случайно попавшего «под руку»;
    2) обучением - посвящением у знающих;
    3) одноразовыми выкупами заговоров у знающих, после однократного использования они теряли силу (такая форма передачи фиксируются с 17 века). То есть, купленный сборник даже самых сильных, старинных заговоров в лучшем случае «сработает» один раз, и то не факт, ведь покупаете вы его не у самого знающего, а у копииста.
    Более полно о способах правильного получения заговоров можно узнать из работы Агапкиной Т. А. «О некоторых особенностях передачи и функционирования восточнославянской заговорной традиции», где, в частности, автор заключает: «традиция передачи знахарского знания и специально заговоров, известная восточным славянам, занимает промежуточное положение между вполне традиционным обучающими «программами», принятыми, например, у практикующих знахарок -травниц, с одной стороны, и фольклорными рассказами о ритуалах посвящения в колдуны или ведьмы - с другой». И совсем не факт, что в таком традиционном обучении тексты заговоров только заучивались, то есть, запоминались. Многочисленные варианты самых простых заговорных текстов (например, наговор на воду «Водичка, водичка, умой (имя рек)личико, чтобы...!»), говорят нам о том, что наговаривающие на воду знали схему текста, которую «расцвечивали» по своему усмотрению. Возможно, некоторые чувствовали основу заговора интуитивно, но возможен и вариант специального обучения. Например, в одном из заговоров от грыжи, после перечисления многих видов грыж (в народной магии очень важно знать и назвать все имена или виды супостатов) автор заговора оригинально решает проблему полного перечисления, и прямо свидетельствует о наличие мастера, у которого проходило обучение:
    Или (я) сам не договорил, То вех наперед...
    В моей работе сделана попытка составления подобной обучающей программы. Статья не претендует на всеохватность рассмотрения и анализа славянской заговорной традиции, которую за «один присест» ни описать, ни усвоить невозможно. Здесь будут представлены, на мой взгляд, основные примеры и приёмы составления магических славянских текстов. Но прежде чем перейти к их рассмотрению, необходимо ознакомится с фундаментальным тезисом, который следует помнить, изучая алгоритмы славянских заговоров, их схемы, части, темы, символику и изучив, составляя свои: «... заговор представляет собой исключительно единую, целостную и самодовлеющую конструкцию, функционирующую именно как целое, из каких бы разнородных частей оно пи состояло. Дух единства и целостности веет над заговором... и он столь мощен, что способен всё разное пересуществить в единое»
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Empty Re: СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

    Сообщение автор Luna Eclipse Пн Окт 17, 2016 11:52 am

    Простейшие высказывания (нарративы)

    Части I и II данной работы написаны на основе исследования И. Ф. Амроян «Обстоятельственные заговорно-заклинательные формулы славян.
    Большую часть массива славянских заговоров и заклинаний условно можно разделить на две группы: просьбы и утверждения (требования, пожелания), в первых всегда присутствует обращение к высшим Силам, во-вторых могут быть упоминания высших Сил (без обращения к ним), но их может и не быть. Примеры просьб:
    (Дай, Боже, пшеницу и всякую пашаницу!»; «Подуй, Ветерок! Потягивай!» Пример утверждения: «Как люди любят солнце красное, так и меня любят». Просьбы и утверждения могут присутствовать в одном тексте, например, глядя на молодую луну, то есть обращаясь к ней, говорили: «Молодикяк бык, /Аяяк корова, /Дай мини счастья и здоровья»
    На примере последнего заговора, который произносился на молодой месяц, покажем, как можно деликатно, не меняя сути, изменить текст нарратива под свою ситуацию. Такого рода заговоры-договоры с Месяцем нужно было производить и произносить индивидуально, лично, но предположим, что женщина увидела молодой месяц держа на руках младенца, не умеющего еще говорить. Человеку, чувствительному к нюансам, в такой ситуации будет неудобно просить здоровья только для себя. Выход можно найти, изменив текст обращения к Месяцу таким, например, образом: «Молодикяк бык, /Аясребенком, /як корова с теленком, /Дай нам счастья и здоровья».
    Утверждения и просьбы могут быть одночастными, например, «Слова мои крепки и лепки, ключ, замок!»; или двухчастными, например, «кто не выйдет на Купалу, а тот будет пень-колода!».

    Задание: измените выше приведенные примеры одночастных и двухчастных утверждений в просьбы. Придумайте свои примеры утверждений и просьб двух видов.

    Заговоры строятся на основе двух установлений:
    1. установления взаимоотношения с символическим (Иным) миром, которое осуществляется по принципу обмена, договора или силового воздействия;
    2. Установления возможной аналогии / противоположности образов (явлений) реального и символического (Иного) миров.
    Пример заговора на основе установления взаимоотношения с Иным миром, которое осуществляется по принципу обмена:
    «Мороз, Мороз, не морозь мой нос, вот тебе каша наша», договора «клещ, клещ, мы идём в лес, ты из лесу лезь»; силового воздействия: «Змея Скоропея, вынь своё жало, а если не вынешь, то я пожгу все твоё племя...».

    Задание: составьте письменно заговоры: просьбу на основе обмена и требование на одну и ту же тему, например, удачную охоту в широком смысле этого слова (например, шоппинг, тоже своего рода охота, или поиск необходимой информации), почувствуйте разницу, обратите внимание на то, какая форма заговора вам ближе. Попробуйте устно составить заговоры этих видов на другую тему, выбранную самостоятельно.

    Установления возможной аналогии / противоположности образов (явлений) реального и символического миров имеет зеркальную форму и устанавливается на основе: сравнения (наиболее продуктивен у русских), сопоставления (наиболее продуктивен у чехов) и противопоставления (наименее продуктивен во всех традициях).
    Более подробно рассмотрим сравнение, оно имеет формулы:
    1. качества (каково есть А, таково пусть будет и Б) - используются более в лечебных заговорах, например, «гак здорова мать-корова, так бы и её телок здоров был»
    2. количества (сколько А, столько пусть будет и Б) - используются более в календарных и свадебных заговорах, например, полазник, ударяя по бадняку, желает хозяевам: «сколько искр в печке, столько в хозяйстве овечек»; разбивая на свадьбе горшок, желали молодым: «сколько черепков, столько сынков».
    3. действия (как происходит А, так пусть происходит и Б)
    - используются более в лечебных заговорах (систематизация по Л. Н. Виноградовой), например, обводя сучок, а затем чирей, шепчут: «как сучок засыхает, так и боль утихает» или от сглаза, мать облизывает лицо ребенка и шепчет: «сама мать родила, сама и выходит»;
    При возникновении трудностей в составлении таких заговоров, если «не приходит в голову» с чем сравнить желаемое действие, то можно найти и использовать сравнения в других жанрах устного народного творчества, например, образный параллелизм песен. В одной из многочисленных русских песен с использованием этого приема, покорность девушки сравнивается с гибкой березой и это сравнение можно перенести в заговор на гибкость, покладистость дочери. Песня:
    Береза белая, /... !
    Куда ты клонишься, /... ?
    - Я туда клонюсь, Куда ветер повеет.
    - Княгиня-душенька!
    Куда ты ладишься (*замуж идешь)?
    - Туда я лажуся,
    Куда батюшка отдает...
    Примерный заговор на основе песенного сравнения: Как береза белая куда ветер веет клониться, так бы и (имя рек) замуж пошла, куда батюшка отдаст! Разумеется, в заговоре «на покорность родительской воле» можно желать и другие вещи, не только замужество, например, поступление в ВУЗ, изменение поведения, например, Как береза белая куда ветер веет клониться, так бы и (имя рек) покорилась бы батюшкиной воле - бросила курить!

    Задание 1: составьте письменно несколько заговоров по принципу аналогии, в зеркальной форме, на основе сравнения, по формулам качества, количества, действия на тему удачи в суде. Попробуйте составить заговоры такого вида устно и на другую тему.

    Задание 2: перенесите образный параллелизм песни «Цвели, цвели цветики да поблекли; / Любил, любил милый друг да покинул.., «в заговор-отсушку парня от девушки.


    Более редко встречаются формула обстоятельства, которая делится на два вида: длительности и условий.
    длительности (пока длится А, имеет место Б) - встречается редко, например, водят кусочком льда по бородавке и приговаривают: «Пока сохраняется лёд, до тех пор и сохраняется бородавка», «покуда я плюю, болит голова у (имя рек)»;
    условий (когда произойдет событие А, тогда произойдет и событие Б, причем условие всегда выполнимо) - встречается редко в болгарской и чешской традициях, например, жабу сажают в горшок и ставят его в растопленную печь под приговор: «Когда высохнет жаба, тогда высохнет и бородавка» или Желтуха, «исчезни в тот час, когда исчезнет мертвое тело в гробу».

    Задание: составьте письменно, а потом и устно заговоры-сравнения по формуле обстоятельства двух видов на тему избавлении от недугов.

    Сопоставление реализуется в тех же формулах, как и сравнение, но в формуле условий, оно, условие может быть, как выполнимым, гак и не выполнимым, например, «как эта нитка сгниет, так и бородавка уйдет», «когда Небо на Землю упадет, тогда и милый от меня уйдет».

    Задание: составьте письменно и устно заговор-сопоставление с невыполнимым условием.
    Формула невыполнимого условия может иметь положительную и отрицательную форму.


    В положительной форме формула невыполнимости внешне совпадает с формой выполнимости (когда произойдет А, тогда произойдет Б), однако на семантическом уровне «притаилось» несовпадение - условие А не может осуществится никогда: «Молодой месяц в небе, серый заяц в поле, рыба-щука в море; когда они сойдутся, тогда мои зубы разойдутся», «Когда сине море повы-черпают, желты пески повытаскивают, тогда все недуги подвинутся», «Когда этот песок прорастет, тогда и кровь потечет».

    Задание: составьте письменно и устно заговор-сопоставление с невыполнимым условием в положительной форме.

    В отрицательной форме формула невыполнимости имеет вид «пока не произойдет А, пусть не происходит Б, причем А не произойдет никогда», это значит, что и Б не произойдет никогда. Например, «привет, привет, месяц двурогий, пусть не будет в глазу ячменя, пока не станешь трехрогим».

    Задание: составьте письменно и устно заговор-сопоставление с невыполнимым условием в отрицательной форме. Подсказка: «пока немой не..., пока слепой не..., пока глухой не... до тех пор пусть не везет мне в ...».

    Итак, мы с вами научились создавать простейшие заговоры -повествования (нарративы), в которых осуществляется передача некой единицы информации. Достаточно часто такие микротексты расширялись закрепкой - словами, «запирающими» сказанное, например, «слова мои крепки и лепки, ключ, замок». Закрепки, так же, как и основной текст, могут быть двусоставными, например, «как не может никто всю землю поднять, так и слова мои никто не может отменить» или «как скоро мать бежит на крик дитя, так бы скоро на мои слова откликнулся Ветер».
    Также, такие простейшие просьбы и требования-пожелания
    могут комбинироваться, выступать в текстах вместе, например, «Язва, оставь (имя рек), пока не сосчитаешь песок в море, звезды на небе, листья на деревьях», «Батюшка ты царь Огонь! Как ты жжешь и палишь поземельные коренья, так сожги, спали с меня страхи да переполоха».

    Задание: переделайте вышеприведенный текст комбинированного заговора с обращением к огню в два отдельных заговора - просьбу и пожелание. Каждый заговор закончите особенной закрепкой.

    Мы видим, что структура самых простых заговоров-заклинаний славянской традиционной культуры сложна и имеет разветвлённую систематизацию, освоив которую можно перейти к
    изучению и освоению более развернутых текстов славянской заговорной традиции.
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Empty Re: СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

    Сообщение автор Luna Eclipse Пн Окт 17, 2016 11:55 am

    Эпичные заговоры

    Более развернутые заговоры, в которых имеет место сюжет, наблюдается развитие действия, приводящее к кульминации -высказыванию просьбы или заклинания называют эпичными. Выше, в работе «Памятка пользователям присушек, заклинаний, заговоров» было отмечено, что такие заговоры состоят из зачина, основной части и закрепки, и многие описанные в зачинах действия следует не произносить, но делать.
    У восточных славян наибольшей популярностью обладают эпические заговоры с сюжетом:
    1) о выходе человека из ограниченного пространства дома в безграничный Мир, где человек облекается в божественный наряд, становится вровень с Богами, и высказывает высшим Силам свою просьбу или требование;
    2) о священном острове среди моря;
    3) пахоты мифологическими персонажами;
    4) о разбрасывании несчетного количества предметов, которые нужно собрать или сосчитать.
    Пример эпичного заговора первого типа о выходе человека в Мир: «Встану благославясъ, выйду перекрестясь из ворот в поле чистое,
    облоком оболочусъ, зарею опояшусь, месяцем затычусь, поклонюсь на все четыре стороны:
    -Гой вы, ветры буйные! Отнесите мою любовь к милой моей. Пусть она без меня не может ни пить, ни есть, ни гулять, ни спать, как не может быть огонь без пламени, слеза без глаза, дитя без матери!».
    Пример заговора третьего типа:
    «Когда Солнце и Месяц вместе сойдутся,
    Когда олень и тур в одну упряжь запрягутся,
    Когда они океан вспашут и песком засеют, и тот песок взойдет,
    Тогда моего сына уроки возьмут».
    Эпические заговоры четвертого типа содержат описание известного ритуала - оберега от нечистой силы, когда разбрасывают мелкое множество, например, семена мака или льна, и предлагают нечисти сосчитать их, или. например. Бессоннице предлагают до первых петухов сосчитать в полной темноте на девяти ветках все отростки, сучки, листочки, затем идет счет, подчеркивающий невыполнимость поставленной задачи, и кульминация - формула невыполнимого условия: «когда закончишь работу, тогда приходи...».
    Очевидно, что все эпические заговоры появились как комментарии к обрядовым действиям, во время которых, произносилась только их основная, заклинательная, короткая часть. То есть, человек реально выходил в поле или на гору, где жестами изображал одевание в облака и подпоясывание зарею, а потом произносил просьбу к высшим Силам. И если в болгарской традиции сохранилось только вербальное описание ритуала вспашки и засеивания моря персонажами, которые в реале не могут быть запряжены для пахоты (дикие олень и тур), то в белорусской традиции при засухе ритуально чистые, а потому равные святым персоны - вдовы и девочки - люди диаметрально противоположных возрастных групп, с разным социальным статусом, и которые в принципе пахать на себе не должны (если не было скота, запрягали более сильных мужчин), реально впрягались в соху или плуг и пахали реку с вербальными просьбами о дожде. А в русской традиции те же персонажи во время эпидемий и эпизоотий реально на себе опахивали деревню и сеяли песок со словами, аналогичными словам болгарского заговора: «когда этот песок взойдет, тогда и мор к нам придет». Возможно, что и эпические заговоры с упоминанием Острова несут память о реальном священном острове (островах) славян, который язычники посещали для совершения магических ритуалов.
    Заговоры-рассказы второго типа - о священном острове обычно содержат описание в данном локусе престола - алтаря: камня, дерева, трона, а на нем священных предметов и мифологических персонажей, которые выполняют действия, по аналогии с которыми должны происходить и действия с человеком, читающим заговор.

    Задание: вспомните, найдите в источниках или составьте самостоятельно эпичный заговор второго типа с зачином о священном острове (название) среди моря (название), камне на нём (название), сидящей на камне женщине (статус, имя), её действий с иглой (цвет нитки); основной частью на тему заживления раны и остановки крови; закрепкой с упоминанием запирающего устройства.

    С другой стороны, если старинные эпические заговоры описывают реальные ритуальные места и действия, то мы сегодня понимаем, что даже посетив священный остров Буян (Руян, Бе-резан ь. Хортицу), мы не обнаружим на нём ни священного камня Алатырь, ни дуба, ни служителей языческого культа, поэтому вполне логично в своих заговорах описывать один из известных вам действующих священных локусов, например, «Под градом Москвой есть кремль золотой, на холме пёстром - частокол вострый, за тем тыном - дивная храмина, в храме том огонь горит, пред огнем жрец стоит, заговаривает...» (речь о язычек-сом храме в Славянском кремле на станции Гривно).

    Задание: составьте лечебный эпический заговор с описанием реального священного локуса (горы, источника, камня, капища), которое вы посещали, напомните высшим Силам о действиях, которые вы там совершали и попросите взамен здоровья или исцеления от конкретного недуга.

    Интересный факт: народная, живая, естественная заговорная традиция отличается от искусственной салонной магии тем, что в первой для решения общественно значимых задач чаще всего используются короткие тексты (нарративы), которыми сопровождают коллективные ритуальные действия, а для решения личных проблем - тексты эпические. А во второй наоборот, на публике произносятся «кудрявые», витиеватые тексты, а для решения личных задач простакам - посетителям салонов предлагаются короткие заклинания, сопровождающие индивидуальные ритуальные действия.
    Сегодня мы живем в обществе с повышенным вниманием к индивидуальности каждого его члена, следовательно, следует уделять большее внимание изучению, созданию и применению эпических заговоров.
    Усвоив основные формулы и виды заговоров, переходим к основным приёмам усиления магических текстов.
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Empty Re: СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

    Сообщение автор Luna Eclipse Пн Окт 17, 2016 11:58 am

    Приёмы счёта и перечисления в заговорной традиции

    Приступаем к рассмотрению этой темы помня, что в славянской традиционной культуре существовали охотничьи, промысловые и производственные запреты на счёт. Не считали убитую на охоте дичь, цыплят, куриных яиц, пчелиные улья и пр.
    1. Повторяемость слов, части или всего текста (может быть 3-х, 7-и, 9-ти, 12-ти, 40-ка, 77-ти, 99-ти кратной).
    «Древнейший текст русского заговора рубежа ХП-Х1П вв. содержит числовое указание на необходимость троекратного произнесения заговорной формулы... Счет при этом не просто дополняет текст, но именно организует его в качестве магически эффективного ритуала» (С. 166)328.

    Задание: попробуйте усилить ваши составленные ранее заговоры с помощью этого приёма, выберите наиболее эффективную для вашего случая кратность.

    2. «Формула убывающего /возрастающего счета». Например, не нужное явление или реалию (болезнь, врагов) в заговорах уничтожают так: «было семь, стало шесть; было шесть, стало пять...» и т. д. По формуле восходящего счета составлен уникальный шутовской анти-лечебный заговор «на чирей», который «для смеху» исполнил мальчик своей сестре. Обводя больное место пальцем, он шептал:
    «чирей, чирей,
    сядь пошире:
    где один,
    дак там четыре...»
    Формулу убывающего счета используют и для не вербальных оберегов, например, написание так называемых «абракадабр»: Абракадабра Абракадабр Абракадаб Абракада Абракад Абрака Абрак Абра Абр Аб А

    Задание: 1) исправьте текст приведенного выше шутовского анти-лечебного заговора, так, чтобы он стал обычным лечебным заговором с убывающим счетом, который начинается с цифры один; 2) найдите славянское слово, которое читалось бы в обе стороны одинаково и используя представленный алгоритм, составьте подобный письменный оберег на славянском материале (от «потопа» или «топота», например).
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Empty Re: СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

    Сообщение автор Luna Eclipse Пн Окт 17, 2016 12:00 pm

    Магические считалки-загадки
    Загадки, которые будут приведены ниже из «той же серии», но они выстроены по особой архаичной формуле: в виде диалога и с применением восходящего счёта. Такая форма загадки служила не только «контейнером» для хранения и более легкого запоминания сакральной информации, но и оберегом от Тёмных сил, то есть их заговором в прямом смысле этого слова (так сказать, «убалтыванием» супостатов).
    «Фольклорные тексты свидетельствуют...что знание счета и создание текста могут оказываться явлениями одного порядка. Устойчивым примером такой взаимодополнительности в европейском фольклоре могут служить загадки, построенные как се-мантизация счета: «Что есть один?... Что есть два?... Что есть три?» и т. д. При неизменности самой процедуры счисления, задающей «сюжетную» формулу текста таких загадок, ответы в них предопределяются знанием контекста - хозяйственно-бытового в одних случаях и христианского - в других.
    Что один?
    - Я тут. Что два?
    - Глаза на лбу. Что три?
    - Ног в самопрялке
    Что девять? -Дырок в человеке. Что десять?
    -Десять ногтей на пальцах Един кто знает?
    - Един я знаю: Един наш Бог на небесах и земле. Два кто знает?
    -Два я знаю: Две скрижали завета, Един наш Бог на небесах и земле... и т. д.

    Задание: составьте аналогичный текст с использованием восходящего счета, отражающий славянское языческое мировоззрение, например, - «Что есть один? -Род-батюшка (или Красно Солнышко, или Белый Свет...» и т. д. и т. п.).
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Empty Re: СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

    Сообщение автор Luna Eclipse Пн Окт 17, 2016 12:02 pm

    Способы достижения цели

    В славянских оберегах, как действиях, так и заговорах, используются три способа достижения нужной цели:
    а) охрана (окружение, преграда, разграничение, укрывание);
    б) воздействие на носителя опасности (нейтрализация, нанесение вреда, уничтожение, отгон, контакт, замещение);
    в) превращение в оберег сам охраняемый объект (апотро-пеизация), рассмотрим их подробно:
    Окружение - создание магического круга - может производится очерчиванием, построением ограждения (в том числе и из света), обтыканием, обхождением/объездом, опахиванием, опоясыванием, обкладыванием веревкой, обсыпанием, обсеиванием. Преграда - создание невозможности доступа к объекту - может производится загораживанием, заваливанием, закрыванием — защитой, замыканием на замок, закрещиванием, паханием. Разграничение - делением, на своё и чужое («Моё при мне, ваше при вас»), не-встреча, молчание (только в действиях). Укрывание - прятать («моя коровка, сиди под горшком от волка» - говорят, пряча камень под горшок для защиты коровы на выпасе), одевать, покрывать.
    Нейтрализация - делание неподвижным, омертвевшим, бессильным, слепым, онемевшим, кротким и смирным; Нанесение вреда - причинение ущерба, предупредительного удара, связывание; Уничтожение -разбивать, разрубать, расчленять, убивать, съедать, сжигать, закапывать, отрицать; Отгон - плевать, выметать, выворачивать, отворачивать, отбивать, отпугивать, возвращать отправителю, отмахивать, отгонять на другой объект, в «никогда», отпугивать; Контакт - союзничество, задабривание, вежливость, жертвоприношение; Замещение - опережение зла, замещение опасности предметами и сущностями, которые исключают одновременное присутствие носителей зла в охраняемом пространстве (в реальной жизни примером этого может служить йод, принимаемый при угрозе радиационного заражения) -упреждение (хозяин съедает ростки со своего поля и ведьмы уже не могут отнять «съеденный» урожай), заполнение голосом, звуком, светом, приглашением или присутствием сакральных защитников.
    Апотропеизация - придача охраняемому объекту свойств, которые делали бы его неуязвимым - очищение (мытьё, подметание), окуривание, перерождение, делание неузнаным, отталкивающим, сильным.

    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Empty Re: СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

    Сообщение автор Luna Eclipse Пн Окт 17, 2016 12:03 pm

    Облекаем остов в плоть

    Для составления заговоров в рамках славянской традиции, кроме понимания структуры текста и набора действий его построения, необходимы знания того, чем и как облечь этот «остов» в «плоть», чем «расцветить» сухую схему. Ниже рассмотрим некоторые из тонкостей народной культуры относящиеся к составлению заговоров
    Языки, на которых составляются заговоры. Удивительный лингвистический факт - у одного и того же народа в разных жанрах устного творчества применяются разные языки. Наиболее отчетливо это видно на примере сравнения языка русских сказок и языка былин. Некоторые волшебные сказки древнее былин, однако они рассказываются чаще всего на разговорном языке (диалекте) той местности, где живет рассказчик. Не то язык былин, хотя в него иногда и включаются некоторые диалектизмы, в целом это язык наддиалектный, «высокий», приближенный к гипотетическому общедревнерусскому. Заговорная традиция двуязычна, она осуществляется на двух разных языках: простейшие высказывания (нарративы) - чаще всего на разговорном языке составителя; эпичные заговоры - более на высоком, над-диалектном языке эпоса. Незнание, не чувствование этих различий в современной практике родноверов приводят к казусам дурного вкуса. Например, при раздувании Огня в Краде на обряде традиционно призвать на помощь Ветер заклинанием на разговорном языке «подуй, Ветерок!» и совсем не традиционно в высоком «штиле» «прииди, Ветрило!». Призвать «Ветер-ветрило» или «Стрибожьих внуцев» допустимо в развернутом, эпичном заговоре.
    Обратим внимание на некоторые особенности эпичного языка. В нем преобладает полногласие (хоробрый, а не храбрый); сокращено количество союзов; увеличено количество слов в уменьшительной и увеличительной форме (земелька, ноженьки, глазища, усища); допустимы соединения слов с одним корнем (тихая ти-ьиинка, молодым молодешенек, трудным трудится); к глаголам надстраивается по нескольку предлогов (позарасхаживатъ, по надсматривать); используются выражения с древней несогласованностью существительного с глаголом, прилагательным (нога изломить, рука подать, сапоги зелен сафьян); повторения строк (Стоит тюрьма заключенная, /заключенная тюрьма, подземельная).
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Empty Re: СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

    Сообщение автор Luna Eclipse Пн Окт 17, 2016 12:04 pm

    Фразеологизмы.
    В фольклоре широко применяются традиционные устойчивые словосочетания, эпитеты - клише, типа Земля-матушка (Мать Сыра, кормилица, не урочливая), Вода (во-диица)-матушка (царица, студёная,), девица-красавица (красная, краса - русая коса), лес - тёмный (дремучий), уши - навостренные. Знание таких формул только на первый взгляд кажется всеобщим и простым, вот примеры менее известные: близкого человека называли сугрева тёплая, а болезни могли быть кроме тяжелых, злых и насланными, то есть приобретёнными или врождёнными - родимыми. Отдельную группу составляют фразеологизмы - тавтологии типа масло масленое по сути, но выраженные более изящно: второе слово такой фразы обычно является либо старинным или диалектным синонимом (сугрева тёплая, стёжки-дорожки), либо древним индоевропейским, например, трава-мурава, где слово «мурава» имеет корень, в других индоевропейских языках означающий «зеленая трава»; красная рожа - слово «рожа» имеет индоевропейский корень, означающий красный цвет. Такие словосочетания могут состоять не только из двух слов, но и из трех, есть пример и четырехчленной тавтологии: «Закатилося сугревно-меженное-теплое, красное солнышко».
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Empty Re: СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

    Сообщение автор Luna Eclipse Пн Окт 17, 2016 12:05 pm

    Семантические поля.

    Каждая реалия славянской традиционной культуры упоминается, применяется и используется в определенных рамках. Например, образ батюшки-Огня встречается в русских заговорах не произвольно, но только в заговорах на вполне определенные темы: от змеи, крови, червей, разных болезней (сибирской язвы, лихорадки, чесотки, грыжи, прыщей), испуга, ожога, нечистого духа, на оберег скота, любовь, от тоски матери в разлуке с ребенком, на укрощение гнева матери, на поход к властям, ратное дело, охоту, порчу ружья, на сон. выживание кикиморы, утоление вихря, от покойников. Аналогичный список тем, например, литовских заговоров с упоминанием огня, значительно меньше. Но поскольку этих тем в русских заговорах много, то, наверное, легче будет запомнить, что Огонь не упоминается в традиционных заговорах на темы родовспоможения, постройки деревянного дома, что вполне логично.
    Составив и проанализировав список ключевых слов, составляющих семантическое поле «огонь», М. В. Завьялова отмечает, что в заговорах:
    «.. .огонь связан со всеми стихиями и уровнями мироздания: с небесами, земным миром и подземным, с животными, растениями и человеком. То есть, как центр мира, имеет горизонтальную и вертикальную систему связей, соединяет противоположности... Огонь часто выступает как аллегория или метафора, имеющая ми-фопоэтические основания... Персонификацию огня можно отнести к самым архаичным представлениям. Поздний, христианский этап осмысления огня - это отраженное в русских заговорах представление его как божественной силы, способной наказать грешников, уничтожить нечистую силу и очистить душу человека».
    И далее, в приложении автор даёт тезаурусный словарь:
    «ОГОНЬ, ед., вар.; ОГНЬ, ОГОНЕК
    синонимы: пламя
    ... антонимы /оппозиты: вода
    гиперонимы: пожар
    ... множество: все огни; главный элемент множества: Царь-Огонь, Огнище (Чудище) части: искра, огник
    внутренний атрибут / эпитет: заречный, летучий, палящий, горячий, жаркий, кроткий, пылкий, милостливый, гулящий, зеленой, негасимый, лютый
    ... (где находится огонь): море, булат, синий уклад, печь, чистое поле, раб Божий, белая грудь, ретивое сердце, ясные очи, черные брови, буйная голова, белое тело, черная печень, горячая кровь, семьдесят жил, семьдесят суставов, белый Латырь камень, крыша, небо
    .... (действияогня): ступать,взять,уходить,забирать, очищать, пожирать, пылать, (с)жечь, потухать, разгореться, (с)палить, зажечь, идти, гореть, (не)потухать, пыхать, тлить, вынимать, вкладывать
    ... (во что превращается огонь): сердце, гора, зола, песок, камень, раб Божий, дымок
    .... (что превращается в огонь): скот, змея, лиска, ты, власть Сравнение (с чем сравнивается огонь): сердце, вода, покойник, я, кровь, рана, недуги, порчи, буря, слова ассоциативный комплекс:
    сердце - свечи - дым - меч - пар - смола - кровь - ружьё -гром - молния - сера.
    Аналогичные семантические поля имеют и все другие реалии славянской традиционной культуры, которые еще не описаны языком науки, однако человек, живущей традиционной культурой может и должен чувствовать их и умом, и сердцем.
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Empty Re: СОСТАВЛЕНИЯ СЛАВЯНСКИХ ЗАГОВОРОВ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

    Сообщение автор Luna Eclipse Пн Окт 17, 2016 12:09 pm

    Тема семьи и родства.
    Данный пункт работы написан на основе исследования Т. А. Агапкиной «Тема родства в восточнославянских лечебных заговорах», опубликованной в сборнике «Категория родства в языке и культуре»341, в которой автор делает предположение о том, «...чтородственность является культурной и языковой метафорой самых разных однородных, однопо-рядковых элементов микро - и макрокосма».
    А) Обращение. Выше уже было отмечено, что одним из отличий заговоров славянской традиционной языческой культуры от современных полу - недо - христианских заговоров «салонной магии», является тема родства человека с высшими Силами. Так, поскольку родителями первочеловека была семейная пара Неба-отца и Земли - матери, то все люди, как потомки первого человека, считают Небо и Землю своими пращурами, и, могут рассчитывать на их помощь и защиту. Отцом, батюшкой является для человека традиционной культуры также Белый Свет (его почитают, кланяясь «на все четыре стороны»), Месяц, Море-Окиян, Ветер, Огонь, река (поток, ручей ), некоторые звери, птицы и деревья мужского рода; матерью - Вода, Заря, река, звери, птицы и деревья женского рода. А вот «батюшка-озеро» - сказать нельзя, можно сказать «Селигер-батюшка», то есть обязательно имя водоёма.
    С другой стороны, вежливым обращением к незнакомым людям у всех славян являются термины семейного родства: отец, батя, мать, маманя, матушка, брат, сестра, дядя, тётя, бабушка, дед и т. п. В некоторых диалектах русского языка, например, в Тверской области, до сих пор можно услышать ласковое обращение «матушко»342 к человеку любого возраста и пола. Поэтому составляя свой заговор, вы можете смело называть любого положительного персонажа, к которому вы обращаетесь и «матушкой», и «батюшкой», например, «матушко трава!», «батюшко гриб!». Для чего это нужно? Для создания виртуального «естественного пояса защиты», которым являются «родство, семейные узы, присутствие в жизни человека... родителей».
    Очевидно, что предметы, принадлежащие человеку лично, для него «роднес», чем предметы, принадлежащие другим людям, то есть в рамках рассматриваемой схемы они должны иметь названия различные по степени родства, например, коптящую буржуйку, которую смастерил тесть на своей даче, человек, женатый на его дочери, может называть печку «тёщенька». В заговорах такого рода конструкции зафиксированы для обращения к персонажам отрицательным, к болезням, например, лихорадки - тётечки, кума оспа, но подобные обращения вытекают из логики всех вещей и по ним же строится широко распространенная ныне традиция называть, например, авто «братом», «женой», «сеструхой», то есть мы можем называть любыми терминами родства любые реалии, упоминаемые в заговорах, соблюдая лишь логику своего отношения к ним.
    Б) Перечисление родственников.
    1 своих (со знаком +). Для правильного заговора важны и семейные связи того, кто помогает больному. «Статус лекаря, целителя, обретается человеком именно благодаря семейным связям и ценностям, ср. в олонецком заговоре от родимца:
    Стану я, раба Божья, благославесь, пойду перекрестесъ, отцём прощена, матиръю благословлёна, на добрые дела поручена. Заговариваю... родимиць...». Перечисление родственников, фактов своего рождения и последующих обрядов-посвящений является сильным аргументом в споре с болезнью, например, эту схему можно изобразить так:
    «Л есмъ — отцово семя, матери порожденье, повитухи омо-венье, волхвами имя наречете, знающими постриг, заклинаю: как ясному Месяцу с неба не сходить, так и мне лиха не иметь».
    Разумеется, большинство из нас является «матери рожденьем», однако не будем забывать о людях, появившиеся на свет вследствие кесарева сечения или выношенные и рожденные суррогатными матерями. О последних можно сказать так:
    «отца - матери зачатье, доброй женщиной ношение и порожденье».
    При составлении заговоров по традиционным схемам необходимо учитывать нюансы современности, а не бессмысленно повторять старинные тексты - только так традиция будет жить и развиваться. Также рекомендую крещёным язычникам не скрывать перед Богами факт своего крещения - язычество с уважением относится ко всем религиям мира.
    2 чужих (со знаком - ). В лечебных заговорах с угрозами демонам болезней встречается перечисление уничтожаемой родни вредителей: Ночнуха, я тебя защекочу с родом и племенем твоим...; петух выклевывает все тридевять грыжей, с отцом, матерью, со всей отраслью... Аналогичная схема расправы с врагами встречается и в других жанрах фольклора, например, в былинах, Волх Всеславич приказывает своим воинам: рубите и старого, и малого, не оставьте на семена, однако мы понимаем, что такой подход к военным действиям ныне не приемлем, так как лежит вне рамок современной цивилизации.
    Парадоксально, но многодетность и множество родителей в заговорах является приметой персонажей Иного мира, в отличие от человеческого:
    «Змей Скоропей, унимай своих детей...», «Заря-заряница, у тебя есть десять сыновей, моя - десятая дочь, возьми от неё... », «Вы, ночницы, у вас дочек семь, ауменя одна...»; «Масленица, трёх матерей дочка..;», «Бегут волчица и волчище, разинув ротище. Ты бери, волчица, с Вани ночницы, неси своим ребяткам, у них семь маток, а у Ванятки - одна матка».
    Это выглядит странно на фоне моего личного семейного опыта: моя бабушка, 1910 года рождения, была 11-ым ребенком в семье и сама имела пятерых детей и подобные примеры считались типичными. Однако если посмотреть на проблему в исторической перспективе, мы увидим, что перед нами очередной миф, такие семьи были скорее исключением:
    «... в литературе существовал устойчивый взгляд на большую семью, которая генетически связывалась с первобытной семейной общиной и даже в позднефеодалъное время не меняла своей архаической сущности.. .В. А. Александров, привлекая репрезентативный материал, установил господство малой семьи как главной институциональной формы на протяжении эпохи феодализма... По переписи 1717 г. Дети составляли треть всего населения...Преобладали семьи, имевшие 2-3 детей...».
    Для более архаичного периода те же выводы можно сделать на основе археологических находок - достоверно славянские жилища были небольшими, следовательно, в них проживали малые семьи с небольшим количеством детей. Впрочем, в другие исторические периоды количество детей в семьях могло быть и больше, и меньше, а многодетные матери, вступавшие в договор с представителями тёмных сил, просто лукавили, обманывали нечисть.
    В славянской традиционной культуре наиболее универсальным словом для обозначения родства является термин кровь (сравни сербское: род по крви и по млеку - «родство по отцу и по матери» и русское выражение кровь с молоком - вероятно, изначально, не цвет лица, а наличие рода отца и рода матери), и прочие понятия, выраженные в анатомическом коде: кость, колено, семя, плоть, сердце (серб, срдце - «дети»), жила, мясо, пуп, чрево, бедро; а также растительный код: куст, ствол, лоза, ветвь, лист, плод, семя.
    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу

    - Похожие темы

     
    Права доступа к этому форуму:
    Вы не можете отвечать на сообщения