ОБРЯД «ВОЖДЕНИЕ «КУСТА»
Страница 1 из 1 • Поделиться
ОБРЯД «ВОЖДЕНИЕ «КУСТА»
ОБРЯД «ВОЖДЕНИЕ «КУСТА»
В весеннем (троицко-купальском) комплексе праздников восточных славян существует ныне малоизвестный, но весьма значимый обряд «Куст» (варианты названия: «Вождение куста», «Тополя», «Густа», «Молодая», «Две паненки»). Сроки его проведения разнятся: от 1 мая до Купалы, а между ними - на Зелёные Святки и Троицу. В идеале всё происходило следующим образом. Утром старики и молодёжь мужского пола шли на кладбище поминать предков, а женская половина селения организовывала три «девичьих войска», собранных по возрастному признаку - девочки, девушки, молодки. То есть дочки справляли обряд отдельно от матерей. В каждой группе выбиралась самая красивая и весёлая особа и с головы до ног увешивалась ветками деревьев (клён, липа, берёза, тополь) так, чтобы её не было видно. На протяжении всего обряда (с утра до вечера) выбранная «кустой» молчала. Её «водили» по всему селу от дома к дому с песнями наподобие колядок:
Ой да по селу да по Яобецкому
Да шла куста да вся женская.
Да никто ту кусту не бьёт, не карает,
Да каждый той кусте здоровья желает.
Привели мы кустку с зелёного клёну,
Дай же нам, дяденька, хоть по золотому...
Вкруг зелёного куста
Чечевица густа.
Кто её сорвёт,
Девку замуж возьмёт
Обычно «кусту» принимали все хозяева, так как считалось, что кого «куста минает, тот урожаю не имает», «где кусту водят, там пшеница родит». Однако при опросах участники действа отрицали прямую связь обряда с урожаем, но подчёркивали его социальную направленность: «Куст - это честь,... нас чествуют, нам дают, нам почёт как зайдём», «То ж честь ему, что зашли к нему во двор, ещё наперёд просили, чтоб обязательно зашли». Во дворах молчаливую «кусту» зачастую ставили на рушник, она кланялась до земли каждой хате и переворачивалась на пятках три раза. Парни обливали куст водой. Хозяева жертвовали, кто что мог. Именно жертвовали, как Богу, а не подавали, словно нищим, потому что:
... войско всё девичье.
Как заговорит, то и в небе зазвонит.
Как засмеётся, то и в небе отзовётся.
Насобирав еды и питья, женские ватаги шли пировать.
С кусты снимали венок со словами: А я буду венок с кусты снимать, чтоб в этой хате было много здоровья, пусть веночек кленовый висит, не засыхает, на другой год нас поджидает. Иногда куст кидали в воду. В других местах в конце обхода куст разрывали, ветки сохраняли: существовало поверье об их лечебных свойствах. Фрезер в книге «Золотая ветвь» рассматривает обряд «Куст» в разделе «Пережитки культа деревьев в современной Европе». Однако, не всё так просто. В Белоруссии, где обряд чаще всего назывался «Куст», это слово не означало растение. Растение в виде куста там называется «корч». Также обряд «Куст» лишь внешне похож на обряд «Проводы Русалки» и «Додолу». «В 30-х годах XX ст. Д. К. Зеленин пришёл к выводу, что обряд Куст, в отличие от некоторых других обрядов с зеленью, не связан с вызыванием дождя. Он отмечал, что «ни в песнях, ни в поверьях нет никакого намёка на связь «куста» с выкликанием дождя».
С чем же был связан весенне-летний обряд «Куст»? «На сегодня известно, что древние славяне называли свои поселения «кустами». По своему значению слово куст было идентично слову род». Слово «куст» также означает «пучок». В словаре С. И Ожегова «пучок» означает «совокупность», «множество чего-либо, расходящегося из одной точки, источника». Пословицы показывают нам тесную связь слов куст и семья, род: с хорошего куста - с доброго рода; с хорошего куста хорошая пташка вылетает - доброго роду добрый человек; Где старый куст, там двор не пуст; Доброго куста - добрые отростки.
В Ипатьевской летописи (1250 г.) говорится: Приходящие цари и князья и вельможи солнцу, луне и земле ... и умершим ... отцам их и дедам и матерям, водят около куста поклоняясь им.
Итак, ежегодный обряд «Куст» есть не поклонение «духу растительности», но «идее рода». Впрочем, всегда следует помнить, что почитание «духов растительности» в своей основе так же есть желание сохранить человеческий род: Едоки да будут неисчерпаемы! - говорится в ведическом «заговоре на рост ячменя».
Характерно, что восточнославянская народная традиция ассоциирует свой род именно с кустом, а не с деревом, как, например, в культуре высших слоев общества, во многом подражавших Западной Европе. Более устойчивый, чем дерево, куст каждым своим прутиком выходит непосредственно из общих корней, чем подчёркивается прямая связь каждой отдельной личности с Пер-вопредком, тогда как у родового древа ветви отделены от корней могучим стволом. Прекрасная метафора «вертикали власти» и горизонтали родовых связей! Развивая эту тему дальше, можно сказать, что, например, на пне срубленного дерева сначала появляется кустообразная поросль, которая потом уже образует новый ствол и т. д. и т. п. Однако у обряда «Куст», кроме демонстрации предпочтения определённой социальной структуры общества, есть ещё одна сторона. В текстах «кустовых» песен достаточно часто упоминается обувь (черевички), необходимая Кусту: «Ой, наш Куст да из зелёной липы, / Проси пана дать на черевички. / ... Треба ему черевички, /Бо он пойдёт отцу в гости, / Треба ему черевички на помосты»195. Обувь, настилы (вымощенная дорога), вышеупомянутое обыкновение парней обливать водой участниц обряда, а также то, что дочери справляли обряд отдельно от матерей, говорят нам в первую очередь о моделировании предбрачной ситуации. Вспомним Гоголевского кузнеца Вакулу, которому невеста заявила конкретно: достанешь черевички, что сама царица носит, - выйду за тебя замуж! Или сказки, в которых говорится о том же: невеста даёт «трудное задание» искателю её руки -сшить чудесное платье, достать кольцо и принести ей башмачки; наконец, Золушку, которая выходит замуж исключительно благодаря туфельке. Хотя смерть и представлялась как долгий переход, для которого усопшему клались в могилу, например, запасные лапти, в обряде Куст обувь нужна совсем для другого: «Одни черевички - по воду ходить, /Другие черевички - по костёлу ходить, / Третьи черевички - обед наварить».
В народном представлении обувь требуется не только живым и умершим людям, но и богам: «Троице поклон, /Богородице поклон, /Маленьким божкам/Всем по сапожкам»'96 или невеста «Богу молилась / И сулила всем божкам по сапожкам». Выше уже отмечалось, что не только сам «Куст», но и всё его «девичье войско» имело космический масштаб и было напрямую связано с небом. Описывая своих богов, индоевропейцы уделяли внимание вопросам обутости (или разутости). Например, Ярила - бос, а Ардвисура Анахита:
...В образе прекрасной девушки,
Сильной, стройной,
Прямой, высоко подпоясанной,
Знатного рода, именитого.
Обута она в золотые сандалии,
Изукрашенные, сияющие.
Вот и нашим красавицам
...Треба черевички к помосту,
Нам треба музыкантов нанять,
Нам треба хорошо танцевать.
В свадебном фольклоре постоянно встречается образ помоста, то есть настила, по которому жених с дружкой и гостями проходят к невесте в дом и по которому она едет венчаться:
Э-ой, что стелют-то ковры, да стелют бархаты.
Ой, что спо тем-то коврам, спо тем бархатам
Ой, да что идут-то попы. Да идут дьяконы...
Ой, что сзади-то их идёт да добрый молодец... Ой, за собою он ведёт да красную девицу...200
Или в белорусской свадебной песне: Ой, кабы мы знали, кабы видели, Куда братец пойдёт, То б мы мосты да намостили...
Обливание водой так же связано с браком: считалось, что парень, обливший девушку, имеет большие шансы стать её мужем.
И, наконец, в патриархальном обществе только замужняя женщина справляла общинные праздники отдельно от своей матери, в семье своего мужа.
Сам куст (растение) имел отношение к супружеству, причём свободному, не освящённому в церкви, вспомним выражение: обвенчались вкруг ракитового куста, или сказочный мотив добычи невесты у воды - герой прячется за кустом и в удобный момент крадёт рубашку купающейся девицы, что неминуемо влечёт за собой заключение брака. Обряд «Куст» имеет некоторое отношение к «иному миру», но только через брак, который мыслился как смерть невесты в своём роду и возрождение в новом. Недаром белорусские информанты сообщали собирателям фольклора, что центральную фигуру обряда иногда называли «молодая», то есть невеста, только что ставшая супругой. Водимая по селу «молодая» в виде куста напоминала людям о том, что каждая женщина может, и в идеале должна стать родоначальницей своего «куста», то есть «посредником между поколениями, которые живут, и теми, что уже умерли».
У современных традиционалистов обряд «Куст» может занять достойное место в ритуальной практике, так как он славит Предков, славит род и направлен на увеличение русского народа. На фоне большинства ритуалов народной культуры, аграрных по своей сути, обряд Куст - идеален для городских жителей, к сельскому хозяйству в большинстве своём отношения не имеющих.
В весеннем (троицко-купальском) комплексе праздников восточных славян существует ныне малоизвестный, но весьма значимый обряд «Куст» (варианты названия: «Вождение куста», «Тополя», «Густа», «Молодая», «Две паненки»). Сроки его проведения разнятся: от 1 мая до Купалы, а между ними - на Зелёные Святки и Троицу. В идеале всё происходило следующим образом. Утром старики и молодёжь мужского пола шли на кладбище поминать предков, а женская половина селения организовывала три «девичьих войска», собранных по возрастному признаку - девочки, девушки, молодки. То есть дочки справляли обряд отдельно от матерей. В каждой группе выбиралась самая красивая и весёлая особа и с головы до ног увешивалась ветками деревьев (клён, липа, берёза, тополь) так, чтобы её не было видно. На протяжении всего обряда (с утра до вечера) выбранная «кустой» молчала. Её «водили» по всему селу от дома к дому с песнями наподобие колядок:
Ой да по селу да по Яобецкому
Да шла куста да вся женская.
Да никто ту кусту не бьёт, не карает,
Да каждый той кусте здоровья желает.
Привели мы кустку с зелёного клёну,
Дай же нам, дяденька, хоть по золотому...
Вкруг зелёного куста
Чечевица густа.
Кто её сорвёт,
Девку замуж возьмёт
Обычно «кусту» принимали все хозяева, так как считалось, что кого «куста минает, тот урожаю не имает», «где кусту водят, там пшеница родит». Однако при опросах участники действа отрицали прямую связь обряда с урожаем, но подчёркивали его социальную направленность: «Куст - это честь,... нас чествуют, нам дают, нам почёт как зайдём», «То ж честь ему, что зашли к нему во двор, ещё наперёд просили, чтоб обязательно зашли». Во дворах молчаливую «кусту» зачастую ставили на рушник, она кланялась до земли каждой хате и переворачивалась на пятках три раза. Парни обливали куст водой. Хозяева жертвовали, кто что мог. Именно жертвовали, как Богу, а не подавали, словно нищим, потому что:
... войско всё девичье.
Как заговорит, то и в небе зазвонит.
Как засмеётся, то и в небе отзовётся.
Насобирав еды и питья, женские ватаги шли пировать.
С кусты снимали венок со словами: А я буду венок с кусты снимать, чтоб в этой хате было много здоровья, пусть веночек кленовый висит, не засыхает, на другой год нас поджидает. Иногда куст кидали в воду. В других местах в конце обхода куст разрывали, ветки сохраняли: существовало поверье об их лечебных свойствах. Фрезер в книге «Золотая ветвь» рассматривает обряд «Куст» в разделе «Пережитки культа деревьев в современной Европе». Однако, не всё так просто. В Белоруссии, где обряд чаще всего назывался «Куст», это слово не означало растение. Растение в виде куста там называется «корч». Также обряд «Куст» лишь внешне похож на обряд «Проводы Русалки» и «Додолу». «В 30-х годах XX ст. Д. К. Зеленин пришёл к выводу, что обряд Куст, в отличие от некоторых других обрядов с зеленью, не связан с вызыванием дождя. Он отмечал, что «ни в песнях, ни в поверьях нет никакого намёка на связь «куста» с выкликанием дождя».
С чем же был связан весенне-летний обряд «Куст»? «На сегодня известно, что древние славяне называли свои поселения «кустами». По своему значению слово куст было идентично слову род». Слово «куст» также означает «пучок». В словаре С. И Ожегова «пучок» означает «совокупность», «множество чего-либо, расходящегося из одной точки, источника». Пословицы показывают нам тесную связь слов куст и семья, род: с хорошего куста - с доброго рода; с хорошего куста хорошая пташка вылетает - доброго роду добрый человек; Где старый куст, там двор не пуст; Доброго куста - добрые отростки.
В Ипатьевской летописи (1250 г.) говорится: Приходящие цари и князья и вельможи солнцу, луне и земле ... и умершим ... отцам их и дедам и матерям, водят около куста поклоняясь им.
Итак, ежегодный обряд «Куст» есть не поклонение «духу растительности», но «идее рода». Впрочем, всегда следует помнить, что почитание «духов растительности» в своей основе так же есть желание сохранить человеческий род: Едоки да будут неисчерпаемы! - говорится в ведическом «заговоре на рост ячменя».
Характерно, что восточнославянская народная традиция ассоциирует свой род именно с кустом, а не с деревом, как, например, в культуре высших слоев общества, во многом подражавших Западной Европе. Более устойчивый, чем дерево, куст каждым своим прутиком выходит непосредственно из общих корней, чем подчёркивается прямая связь каждой отдельной личности с Пер-вопредком, тогда как у родового древа ветви отделены от корней могучим стволом. Прекрасная метафора «вертикали власти» и горизонтали родовых связей! Развивая эту тему дальше, можно сказать, что, например, на пне срубленного дерева сначала появляется кустообразная поросль, которая потом уже образует новый ствол и т. д. и т. п. Однако у обряда «Куст», кроме демонстрации предпочтения определённой социальной структуры общества, есть ещё одна сторона. В текстах «кустовых» песен достаточно часто упоминается обувь (черевички), необходимая Кусту: «Ой, наш Куст да из зелёной липы, / Проси пана дать на черевички. / ... Треба ему черевички, /Бо он пойдёт отцу в гости, / Треба ему черевички на помосты»195. Обувь, настилы (вымощенная дорога), вышеупомянутое обыкновение парней обливать водой участниц обряда, а также то, что дочери справляли обряд отдельно от матерей, говорят нам в первую очередь о моделировании предбрачной ситуации. Вспомним Гоголевского кузнеца Вакулу, которому невеста заявила конкретно: достанешь черевички, что сама царица носит, - выйду за тебя замуж! Или сказки, в которых говорится о том же: невеста даёт «трудное задание» искателю её руки -сшить чудесное платье, достать кольцо и принести ей башмачки; наконец, Золушку, которая выходит замуж исключительно благодаря туфельке. Хотя смерть и представлялась как долгий переход, для которого усопшему клались в могилу, например, запасные лапти, в обряде Куст обувь нужна совсем для другого: «Одни черевички - по воду ходить, /Другие черевички - по костёлу ходить, / Третьи черевички - обед наварить».
В народном представлении обувь требуется не только живым и умершим людям, но и богам: «Троице поклон, /Богородице поклон, /Маленьким божкам/Всем по сапожкам»'96 или невеста «Богу молилась / И сулила всем божкам по сапожкам». Выше уже отмечалось, что не только сам «Куст», но и всё его «девичье войско» имело космический масштаб и было напрямую связано с небом. Описывая своих богов, индоевропейцы уделяли внимание вопросам обутости (или разутости). Например, Ярила - бос, а Ардвисура Анахита:
...В образе прекрасной девушки,
Сильной, стройной,
Прямой, высоко подпоясанной,
Знатного рода, именитого.
Обута она в золотые сандалии,
Изукрашенные, сияющие.
Вот и нашим красавицам
...Треба черевички к помосту,
Нам треба музыкантов нанять,
Нам треба хорошо танцевать.
В свадебном фольклоре постоянно встречается образ помоста, то есть настила, по которому жених с дружкой и гостями проходят к невесте в дом и по которому она едет венчаться:
Э-ой, что стелют-то ковры, да стелют бархаты.
Ой, что спо тем-то коврам, спо тем бархатам
Ой, да что идут-то попы. Да идут дьяконы...
Ой, что сзади-то их идёт да добрый молодец... Ой, за собою он ведёт да красную девицу...200
Или в белорусской свадебной песне: Ой, кабы мы знали, кабы видели, Куда братец пойдёт, То б мы мосты да намостили...
Обливание водой так же связано с браком: считалось, что парень, обливший девушку, имеет большие шансы стать её мужем.
И, наконец, в патриархальном обществе только замужняя женщина справляла общинные праздники отдельно от своей матери, в семье своего мужа.
Сам куст (растение) имел отношение к супружеству, причём свободному, не освящённому в церкви, вспомним выражение: обвенчались вкруг ракитового куста, или сказочный мотив добычи невесты у воды - герой прячется за кустом и в удобный момент крадёт рубашку купающейся девицы, что неминуемо влечёт за собой заключение брака. Обряд «Куст» имеет некоторое отношение к «иному миру», но только через брак, который мыслился как смерть невесты в своём роду и возрождение в новом. Недаром белорусские информанты сообщали собирателям фольклора, что центральную фигуру обряда иногда называли «молодая», то есть невеста, только что ставшая супругой. Водимая по селу «молодая» в виде куста напоминала людям о том, что каждая женщина может, и в идеале должна стать родоначальницей своего «куста», то есть «посредником между поколениями, которые живут, и теми, что уже умерли».
У современных традиционалистов обряд «Куст» может занять достойное место в ритуальной практике, так как он славит Предков, славит род и направлен на увеличение русского народа. На фоне большинства ритуалов народной культуры, аграрных по своей сути, обряд Куст - идеален для городских жителей, к сельскому хозяйству в большинстве своём отношения не имеющих.
Luna Eclipse- Главный модератор
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Пн Апр 22, 2024 4:47 am автор Boudikka Icena
» ШКОЛА - СОЗДАНИЕ ПОМОЩНИКОВ и ПОДСЕЛЕНИЕ ИХ В ПРЕДМЕТЫ СИЛЫ
Пн Апр 22, 2024 4:09 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Вебинар "МАГИЯ КЛЮЧЕЙ"
Вт Янв 30, 2024 12:35 pm автор Borisovka68
» Диагностика отношений в паре и межличностных конфликтов в социуме
Чт Янв 25, 2024 1:42 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» НОВЫЙ КУРС ритуалы на таро Черный Гримуар
Вт Янв 23, 2024 12:45 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Набор в школу ТАРО ТЕНЕЙ
Сб Янв 20, 2024 1:46 pm автор Boudikka Icena
» БЕСПЛАТНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС "ЙОЛЬ"
Вт Дек 19, 2023 9:45 am автор Vega
» Бесплатный мастер - класс МАГИЯ БОЛИ
Вс Дек 17, 2023 12:54 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» вебинары-тренинги ДИАГНОСТИКА и МАГ РАБОТА по ФОТО
Чт Ноя 09, 2023 11:56 pm автор † Л€ДИ Addam$ †
» Грамотный став "Защитник дома"
Чт Ноя 09, 2023 4:20 pm автор † Л€ДИ Addam$ †
» Опрос для матерей
Пт Окт 27, 2023 4:28 pm автор zarinalina
» Почему похудела?
Ср Окт 25, 2023 12:14 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» НАБОР НА ОСЕННИЙ ТУРНИР ЭКСТРАСЕНСОВ ФОРУМА ТАИНСТВО МАГИИ
Вт Окт 10, 2023 4:28 pm автор НОВОСТИ ФОРУМА
» Действенные заговоры для избавления от бородавок и папиллом
Чт Сен 21, 2023 8:15 pm автор Мелика
» МАСТЕР-КЛАСС "РАБОТА С ЗАГОВОРАМИ"
Пт Сен 15, 2023 1:23 pm автор Luna Eclipse
» ПРИГЛАШАЮ НА КУРС "Очистительная работа с помощью обережной куклы"
Пн Сен 11, 2023 2:30 pm автор Аглая7
» Работа с Псалмами ( материал взят из книг сестер Соболь)
Пн Май 08, 2023 8:31 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Богиня Баба Йога (Баба Яга)
Вс Апр 30, 2023 6:50 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Двоедушник — в славянской мифологии
Вс Апр 30, 2023 6:22 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Спиральная динамика для жизни и бизнеса Грейвза
Вт Фев 28, 2023 7:12 pm автор † Л€ДИ Addam$ †
» Успокаивающая Музыка.Сергей Грищук
Вс Фев 26, 2023 7:19 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» КУРС ТАРО ДЕКАМЕРОН
Пт Фев 17, 2023 3:15 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» 2 декабря - Обережье.
Сб Фев 04, 2023 1:57 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Школа ТАРО ГНОМОВ в бизнес-консультировании
Вт Янв 10, 2023 9:54 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Игра в эзотерические слова
Чт Янв 05, 2023 8:07 am автор † Л€ДИ Addam$ †