СВЯТЫЕ ДНИ КУПАЛЫ
Страница 1 из 1 • Поделиться
СВЯТЫЕ ДНИ КУПАЛЫ
СВЯТЫЕ ДНИ КУПАЛЫ
Девки, бабы - на Купалу! Ладу - ладу, на Купалу! Ой, кто не выйдет на Купалу, Ладу-ладу, на Купалу! Ой, тот будет пень-колода! Ладу - ладу, пень-колода! А кто пойдет на Купалу, Ладу-ладу, на Купалу! А тот будет бел берёза!
Таким призывом - заклинанием начинали Купальский праздник в Псковской области. В современных условиях для того чтобы было весело и интересно можно добавить, что ни будь типа:
Кто не выйдет на Купалу, тот ночует в интернете!
А кто выйдет на Купалу, тот ночует с красной девкой!
Кто не выйдет на Купалу, тому пить одну лишь фанту!
А кто выйдет на Купалу, тот пьёт пиво с медовухой.
Кто не выйдет на Купалу, у того сума пустая
А кто выйдет на Купалу, у того полно капусты
Как и праздник Масленица, Купала иногда олицетворялась и ей пели величальную:
Приехала Купаленка на семидесяти тележеньках, /Привезла нам Купаленка добра и здоровья, богатства и почести! Но утверждать, что у славян был бог Купало никаких оснований нет. Празднование середины солнечного кологода, как и его восточнославянское название уходит корнями в глубокую древность: кора - на индоарийсом - «середина». Таинственные святые дни середины астрономического года, пик равновесия, переход из одной его половины в другую сопровождались запретом работать: Сегодня, девочки, Купала, а кто сделал что, пропало! На Купалу, как и на противоположную, симметричную ей Коляду, случается разгул нечисти и избавлялись от неё разными способами заговаривали, чурались, закапывали и жгли:
Пойдём, девки, кругом жита, в нашем жите ведьма сидит! Или/ Неси, Марья, ключи, замкнём ведьме зубы, / Которая ведьма коров закликает, молоко сбирает!/ ...Ой, чур, чур, ведьма! Ой, чур, чур, чуровница!/ ...Третью ведьму, что залом ломает, ту по пояс в землю.../ ... Как на горушке, на горе, ...там горит огонь.../у том огню жгли три змеи...
Ведьмы, змеи, несущие такого рода беды крестьянскому хозяйству, в городских условиях вредят по-новому: Небо коптят, на Землю плюют, сор рассыпают, взятки берут, пичкают рекламой и т. д. Я предлагаю, не изменяя структуры фольклорного текста дополнять его новым, современным содержанием. Потому что, исполняя «чистый» фольклор мы отрываемся от сегодняшней Яви, а используя в обрядах только «новодел», пусть даже отличного качества, мы не сохраняем Явь наших предков, задвигаем в Навь их самовыражение, которое достойно уважения.
При анализе купальских песен и комментариев собирателей, выясняется, что солнцеворот можно справить и без купальского костра. Если у вас нет возможности возжечь ритуальный огонь, вы можете выбросить, закопать или уничтожить любым другим способом накопившийся за полгода негатив, предварительно перенеся его на изживший себя предмет: старую обувь или одежду, сломанный телевизор, ручку без пасты. То есть главное в отмечании рубежей солнечного цикла - ритуал очищения. Перенос скверны на предмет и его уничтожение. Осмысление сжигания чучела, как всеобщее очищение есть моё личное восприятие, впрочем, достаточно распространённое. Но необходимо понимать, что у этого ритуала есть подоплёка, то есть несколько уровней значимости. Тот, кто не чувствует тайного смысла этого действа, может поспрашивать Ведающих. Однако помните - есть вещи невыразимые словами, поэтому их речи невольно будут водить вас вокруг да около. К центру всё равно придётся прорываться самому, и чаще всего всю жизнь...
Но вернёмся к самому празднику. Всё-таки, настоящая греющая душу Купала, это всеобщий сбор, купность, это магия превращения количества в качество. Это время, когда, чем больше,
тем лучше, причём всего. И самое сильное очищение это, конечно, огонь и вода. Из незаслуженно забытых современными язычниками купальских действ хочу отметить следующее. Во многих древнерусских описаниях купальских игрищ упоминается помимо плетения венков «опоясывание был нем», то есть поясом из травы. Это архаичная черта. Древний человек, выбирал для украшения тела и подпоясывания шкур наиболее подходящие, неломкие растения, при носке они трепались, и появлялись волокна, которые позже научились свивать верёвкой, сплетать в пояса, а потом и прясть, и ткать. Всем известна значимость пояса в народной культуре. Предлагаю в грядущую Купалу отметить это замечательное событие в истории человечества исконным образом препоясавшись травой.
Для традиционной Купалы необходимы: лес, вода, возвышенность. Интересно, что на санскрите «сара» - холм, возвышенность. Давно подмечено общечеловеческое свойство маркировать возвышенности как центр, середину мира. Возможно, это слово тоже родственно слову «купала», (согласные корня те же), а уж славянское слово «капище», несомненно, произошло от него. При помощи суффикса -ищ мы подчёркиваем величину (деньжищи, домище) или означаем место какого - либо происшествия (ристалище, пожарище, пепелище). Следовательно, капище - возвышенность, на которой происходит важное событие и в данный момент это, своего рода, «пуп Земли», её середина. Такие места - святы, то есть, светлые, чистые. Недаром в некоторых русских диалектах «купавый» значит «чистый, белый».
Купальские ритуалы являются непосредственным продолжением русалий, поэтому вначале, на пути к месту, исполняются так называемые «троицко-сёмицкие» песни. А собственно Купальские песни поются у костра, причём мотив у них грустный, плачевой, а содержание озорное, весёлое, я бы даже сказала нахальное такое, которое в другое время непозволительно: ... волки... бурьян топочут, свёкра волочут. /Волчок карий, волоки скорей! На Ивана святого! Или:... жарко там дубьё горело, а в том жару свёкр мой! Обращает на себя внимание и тот факт, что в Купальской обрядности большую роль играют женщины. В некоторых местах (Белоруссия) даже костёр зажигали женщины: Не девка огоньраскладала... Сам Бог огоньраскладал! Это вовсе не упадок традиции, как может показаться на первый взгляд, а наоборот, достаточно ранняя черта народной культуры. Дело в том, что большинство славянских праздников, и Купала, в том числе, имеют чётко выраженную аграрную направленность. А честь изобретения и внедрения мотыжного земледелия в быт охотников, собирателей и скотоводов принадлежит женщине. Только исчезновение крупной дичи привлекло мужчин в эту отрасль хозяйства, но они не стали, как их жёны, колупаться с тяпкой, а изобрели соху и плуг. Давайте и мы уважим память наших терпеливых Праматерей, и будем привлекать ещё большее количество женщин в проведении Купальских обрядов.
Возвращаясь к названию праздника - Купала - я хочу обратить ваше внимание на языковую аналогию, почему-то ещё никем не замеченную: КУПОЛ - завершение, со-бор, сбор в одну, высшую точку (середину) всех сторон, апогей, макушка. Все эти определения идеально подходят к летнему солнцестоянию - «макушке лета», всеобщему сбору, апогею солнца, и вряд ли это случайно. Слово «купол» латинское, первоначально, ещё до изобретения архитектурного купола, оно обозначало ёмкость для жидкости. И действительно, крыша куполом напоминает перевёрнутую купель, чашу, половину сферы. Вспомним, что же, до изобретения керамики, служило человечеству ёмкостью для воды. Ладонь, сложенная горстью (пальцы вкупе!) и, в подражание ей половина скорлупы яйца, ореха, верхняя часть, половина черепа или черепахи. А если перевернуть, получится холм, горка. А если насыпать внутрь гороха или зёрен, они не рассыплются розно, а будут вкупе. В этой волшебной половине можно унести огонь, принести воду. А если совместить зёрна, воду и огонь, получится новая реальность - каша. И её, судя по всему, придумала тоже женщина в этот момент ставшая Создателем равно Богам. Но чтобы были зерно, чаша и костёр, необходимо трудиться круглый год, и это опять возвращает нас к круговороту.
Девки, бабы - на Купалу! Ладу - ладу, на Купалу! Ой, кто не выйдет на Купалу, Ладу-ладу, на Купалу! Ой, тот будет пень-колода! Ладу - ладу, пень-колода! А кто пойдет на Купалу, Ладу-ладу, на Купалу! А тот будет бел берёза!
Таким призывом - заклинанием начинали Купальский праздник в Псковской области. В современных условиях для того чтобы было весело и интересно можно добавить, что ни будь типа:
Кто не выйдет на Купалу, тот ночует в интернете!
А кто выйдет на Купалу, тот ночует с красной девкой!
Кто не выйдет на Купалу, тому пить одну лишь фанту!
А кто выйдет на Купалу, тот пьёт пиво с медовухой.
Кто не выйдет на Купалу, у того сума пустая
А кто выйдет на Купалу, у того полно капусты
Как и праздник Масленица, Купала иногда олицетворялась и ей пели величальную:
Приехала Купаленка на семидесяти тележеньках, /Привезла нам Купаленка добра и здоровья, богатства и почести! Но утверждать, что у славян был бог Купало никаких оснований нет. Празднование середины солнечного кологода, как и его восточнославянское название уходит корнями в глубокую древность: кора - на индоарийсом - «середина». Таинственные святые дни середины астрономического года, пик равновесия, переход из одной его половины в другую сопровождались запретом работать: Сегодня, девочки, Купала, а кто сделал что, пропало! На Купалу, как и на противоположную, симметричную ей Коляду, случается разгул нечисти и избавлялись от неё разными способами заговаривали, чурались, закапывали и жгли:
Пойдём, девки, кругом жита, в нашем жите ведьма сидит! Или/ Неси, Марья, ключи, замкнём ведьме зубы, / Которая ведьма коров закликает, молоко сбирает!/ ...Ой, чур, чур, ведьма! Ой, чур, чур, чуровница!/ ...Третью ведьму, что залом ломает, ту по пояс в землю.../ ... Как на горушке, на горе, ...там горит огонь.../у том огню жгли три змеи...
Ведьмы, змеи, несущие такого рода беды крестьянскому хозяйству, в городских условиях вредят по-новому: Небо коптят, на Землю плюют, сор рассыпают, взятки берут, пичкают рекламой и т. д. Я предлагаю, не изменяя структуры фольклорного текста дополнять его новым, современным содержанием. Потому что, исполняя «чистый» фольклор мы отрываемся от сегодняшней Яви, а используя в обрядах только «новодел», пусть даже отличного качества, мы не сохраняем Явь наших предков, задвигаем в Навь их самовыражение, которое достойно уважения.
При анализе купальских песен и комментариев собирателей, выясняется, что солнцеворот можно справить и без купальского костра. Если у вас нет возможности возжечь ритуальный огонь, вы можете выбросить, закопать или уничтожить любым другим способом накопившийся за полгода негатив, предварительно перенеся его на изживший себя предмет: старую обувь или одежду, сломанный телевизор, ручку без пасты. То есть главное в отмечании рубежей солнечного цикла - ритуал очищения. Перенос скверны на предмет и его уничтожение. Осмысление сжигания чучела, как всеобщее очищение есть моё личное восприятие, впрочем, достаточно распространённое. Но необходимо понимать, что у этого ритуала есть подоплёка, то есть несколько уровней значимости. Тот, кто не чувствует тайного смысла этого действа, может поспрашивать Ведающих. Однако помните - есть вещи невыразимые словами, поэтому их речи невольно будут водить вас вокруг да около. К центру всё равно придётся прорываться самому, и чаще всего всю жизнь...
Но вернёмся к самому празднику. Всё-таки, настоящая греющая душу Купала, это всеобщий сбор, купность, это магия превращения количества в качество. Это время, когда, чем больше,
тем лучше, причём всего. И самое сильное очищение это, конечно, огонь и вода. Из незаслуженно забытых современными язычниками купальских действ хочу отметить следующее. Во многих древнерусских описаниях купальских игрищ упоминается помимо плетения венков «опоясывание был нем», то есть поясом из травы. Это архаичная черта. Древний человек, выбирал для украшения тела и подпоясывания шкур наиболее подходящие, неломкие растения, при носке они трепались, и появлялись волокна, которые позже научились свивать верёвкой, сплетать в пояса, а потом и прясть, и ткать. Всем известна значимость пояса в народной культуре. Предлагаю в грядущую Купалу отметить это замечательное событие в истории человечества исконным образом препоясавшись травой.
Для традиционной Купалы необходимы: лес, вода, возвышенность. Интересно, что на санскрите «сара» - холм, возвышенность. Давно подмечено общечеловеческое свойство маркировать возвышенности как центр, середину мира. Возможно, это слово тоже родственно слову «купала», (согласные корня те же), а уж славянское слово «капище», несомненно, произошло от него. При помощи суффикса -ищ мы подчёркиваем величину (деньжищи, домище) или означаем место какого - либо происшествия (ристалище, пожарище, пепелище). Следовательно, капище - возвышенность, на которой происходит важное событие и в данный момент это, своего рода, «пуп Земли», её середина. Такие места - святы, то есть, светлые, чистые. Недаром в некоторых русских диалектах «купавый» значит «чистый, белый».
Купальские ритуалы являются непосредственным продолжением русалий, поэтому вначале, на пути к месту, исполняются так называемые «троицко-сёмицкие» песни. А собственно Купальские песни поются у костра, причём мотив у них грустный, плачевой, а содержание озорное, весёлое, я бы даже сказала нахальное такое, которое в другое время непозволительно: ... волки... бурьян топочут, свёкра волочут. /Волчок карий, волоки скорей! На Ивана святого! Или:... жарко там дубьё горело, а в том жару свёкр мой! Обращает на себя внимание и тот факт, что в Купальской обрядности большую роль играют женщины. В некоторых местах (Белоруссия) даже костёр зажигали женщины: Не девка огоньраскладала... Сам Бог огоньраскладал! Это вовсе не упадок традиции, как может показаться на первый взгляд, а наоборот, достаточно ранняя черта народной культуры. Дело в том, что большинство славянских праздников, и Купала, в том числе, имеют чётко выраженную аграрную направленность. А честь изобретения и внедрения мотыжного земледелия в быт охотников, собирателей и скотоводов принадлежит женщине. Только исчезновение крупной дичи привлекло мужчин в эту отрасль хозяйства, но они не стали, как их жёны, колупаться с тяпкой, а изобрели соху и плуг. Давайте и мы уважим память наших терпеливых Праматерей, и будем привлекать ещё большее количество женщин в проведении Купальских обрядов.
Возвращаясь к названию праздника - Купала - я хочу обратить ваше внимание на языковую аналогию, почему-то ещё никем не замеченную: КУПОЛ - завершение, со-бор, сбор в одну, высшую точку (середину) всех сторон, апогей, макушка. Все эти определения идеально подходят к летнему солнцестоянию - «макушке лета», всеобщему сбору, апогею солнца, и вряд ли это случайно. Слово «купол» латинское, первоначально, ещё до изобретения архитектурного купола, оно обозначало ёмкость для жидкости. И действительно, крыша куполом напоминает перевёрнутую купель, чашу, половину сферы. Вспомним, что же, до изобретения керамики, служило человечеству ёмкостью для воды. Ладонь, сложенная горстью (пальцы вкупе!) и, в подражание ей половина скорлупы яйца, ореха, верхняя часть, половина черепа или черепахи. А если перевернуть, получится холм, горка. А если насыпать внутрь гороха или зёрен, они не рассыплются розно, а будут вкупе. В этой волшебной половине можно унести огонь, принести воду. А если совместить зёрна, воду и огонь, получится новая реальность - каша. И её, судя по всему, придумала тоже женщина в этот момент ставшая Создателем равно Богам. Но чтобы были зерно, чаша и костёр, необходимо трудиться круглый год, и это опять возвращает нас к круговороту.
Luna Eclipse- Главный модератор
Похожие темы
» Став Святые предки
» Святые, мученики, угодники кто это
» СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ ПРОФЕССИЙ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
» Языческие боги и христианские святые - есть ли связь?
» Святые, мученики, угодники кто это
» СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ ПРОФЕССИЙ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
» Языческие боги и христианские святые - есть ли связь?
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Пн Апр 22, 2024 4:47 am автор Boudikka Icena
» ШКОЛА - СОЗДАНИЕ ПОМОЩНИКОВ и ПОДСЕЛЕНИЕ ИХ В ПРЕДМЕТЫ СИЛЫ
Пн Апр 22, 2024 4:09 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Вебинар "МАГИЯ КЛЮЧЕЙ"
Вт Янв 30, 2024 12:35 pm автор Borisovka68
» Диагностика отношений в паре и межличностных конфликтов в социуме
Чт Янв 25, 2024 1:42 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» НОВЫЙ КУРС ритуалы на таро Черный Гримуар
Вт Янв 23, 2024 12:45 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Набор в школу ТАРО ТЕНЕЙ
Сб Янв 20, 2024 1:46 pm автор Boudikka Icena
» БЕСПЛАТНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС "ЙОЛЬ"
Вт Дек 19, 2023 9:45 am автор Vega
» Бесплатный мастер - класс МАГИЯ БОЛИ
Вс Дек 17, 2023 12:54 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» вебинары-тренинги ДИАГНОСТИКА и МАГ РАБОТА по ФОТО
Чт Ноя 09, 2023 11:56 pm автор † Л€ДИ Addam$ †
» Грамотный став "Защитник дома"
Чт Ноя 09, 2023 4:20 pm автор † Л€ДИ Addam$ †
» Опрос для матерей
Пт Окт 27, 2023 4:28 pm автор zarinalina
» Почему похудела?
Ср Окт 25, 2023 12:14 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» НАБОР НА ОСЕННИЙ ТУРНИР ЭКСТРАСЕНСОВ ФОРУМА ТАИНСТВО МАГИИ
Вт Окт 10, 2023 4:28 pm автор НОВОСТИ ФОРУМА
» Действенные заговоры для избавления от бородавок и папиллом
Чт Сен 21, 2023 8:15 pm автор Мелика
» МАСТЕР-КЛАСС "РАБОТА С ЗАГОВОРАМИ"
Пт Сен 15, 2023 1:23 pm автор Luna Eclipse
» ПРИГЛАШАЮ НА КУРС "Очистительная работа с помощью обережной куклы"
Пн Сен 11, 2023 2:30 pm автор Аглая7
» Работа с Псалмами ( материал взят из книг сестер Соболь)
Пн Май 08, 2023 8:31 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Богиня Баба Йога (Баба Яга)
Вс Апр 30, 2023 6:50 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Двоедушник — в славянской мифологии
Вс Апр 30, 2023 6:22 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Спиральная динамика для жизни и бизнеса Грейвза
Вт Фев 28, 2023 7:12 pm автор † Л€ДИ Addam$ †
» Успокаивающая Музыка.Сергей Грищук
Вс Фев 26, 2023 7:19 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» КУРС ТАРО ДЕКАМЕРОН
Пт Фев 17, 2023 3:15 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» 2 декабря - Обережье.
Сб Фев 04, 2023 1:57 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Школа ТАРО ГНОМОВ в бизнес-консультировании
Вт Янв 10, 2023 9:54 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Игра в эзотерические слова
Чт Янв 05, 2023 8:07 am автор † Л€ДИ Addam$ †