СЛОВО О ЛЕЛЕ И ЕЁ БРАТЕ ПОЛЕЛЕ
Страница 1 из 1 • Поделиться
СЛОВО О ЛЕЛЕ И ЕЁ БРАТЕ ПОЛЕЛЕ
СЛОВО О ЛЕЛЕ И ЕЁ БРАТЕ ПОЛЕЛЕ
Богиня Лада была счастлива в замужестве и всё супругам хотелось делать вместе. Порой они, полив друг другу на руки воды и умывшись, вытирались одним полотенцем, поэтому у Лады часто рождались двойни. Вот и в ночь с 22 на 23 апреля родились у неё близнецы: поздним вечером 22-го, девочка, ей дали первое, домашнее имя Лель, а через несколько часов, утром 23-го, родился мальчик - последыш, его естественно назвали Полель, то есть «следующий за Лель». Очень любила своих детей Лада, лелеяла и холила, поэтому мальчика древнему обычаю перемены имени в зависимости от обстоятельств стали называть Холя (а за ним и всех мамкиных баловней на Руси прозывали «выхоле-нями» да «пахолками»), а девочку, соответственно, Леля (Лёля, Ляля, Лила, Л ил я, что в славянских языках значит «забота, нежность, куколка, белая береста).
Качалась, как ладья на волнах, Лялина люлька, колыхалась Хо-лина колыбель, росли дети Лады... У Холи любимыми игрушками были конь и гребень148, он расчёсывал им русые волосы Лады и Лели и гриву на холке своего коня-качалки. Леля тоже любила качели, а также хороводы и цветы, гадала с подружками на лепестках, плела венки. Ныне девушки вспоминают о ней, распевая: «Ах, васильки, васильки, / Сколько их выросло в поле, / Часто у самой реки /Их собирали для Лёли». Леля украшала ими себя и свою берестяную куклу-оберег, которую сделала её мать. Может быть, именно эта куколка и спасла Лелю, когда пришла беда, помогла дочери остаться с матерью.
Мы не знаем, что произошло, почему родные оказались разлучены, но ладный выхолены мальчик Полель-Холя не вернулся домой после посвящения отроков в юношей, остался в лесу один среди зверей. Но не пропал, вывернулся, вероятно с помощью Старших всё устроилось так, что верными друзьями Холи стали два хорта, ворон и белый конь, а лютые звери волки - послушными слугами. Стали жить порознь близнецы - Леля с матерью Ладой в высоком тереме, а Холя, холеный Холя - ходил босой, спал на иголках под высокими ёлками да соснами. Долго прекрасная Леля была грустна от разлуки с младшим братом, но пришла пора и она встрепенулась, «заневестилась», вступила в тайный девичий «лебединый союз», начала одевать белоснежные крылья, оборачиваться птицей и летать с подругами к берегу моря, на озёра, реки «чистить пёрышки», «мыться-белиться», шаманить в вихревых плясках, колдовать, перенимать «хитрую науку».
А Холя всё это время рос веселым и румяным пареньком, и вот, в юности, в придачу к старым, близнецы получили новые имена. Как это часто случается и теперь с разлучёнными двойняшками, имена оказались похожими: стала ярко расцветшая Леля - Ярой Марой, то есть «буйной весной» и «маревом моря», смертельно опасным «колыханием водных громад». А до поры юркий хохотун Холя, превратился в страстного, любвеобильного юношу Ярилу - Юрья, и о его бесшабашных проделках говорили старики, качая головами «молодо-зелено!», так и стал Юрай «зелёным Юрьем», а то и просто «молодым», и это в разных славянских языках звучало как Уно (ша), Юне - Яне, Иво, Ваня-Иван. До сих пор на западе славянского мира 23 апреля, в его день рождения люди ходят в лес, только-только покрывающийся листвой, ищут, зовут, находят и водят по своим полям «зеленого Юрая», юного босяка, ряженого в первую зелень, то есть «молодого Ярилу», для того, чтобы отдал Он свою ярую силу посевам.
Видимо в один из таких выходов или ранее, в месяце марте-белояре встретились румяный озорник с белолицей красавицей. Или так: босой юноша в простом белом рубище и девица в богатом красном наряде, а может и так - светлый Месяц с красным Солнышком; снег и пламя; белая лебёдушка да конь гнедой; белая берёзка с зеленым клёном, лепая липка с красным от истекающей смолы бором (сосной). В память об этом южные славяне до сих пор 1-го марта украшают себя парой красно-белых куколок, кисточками - «мартеницами», изображающих парня и девицу. Страстно полюбили друг друга Иван-да-Марья/ Ярило и Яра/ Леля и Холя, жизнь их взорвалась яркими красками. Может быть, далеко, на чужбине, в первое новолуние весеннего, мартовского равноденствия, ушедшие в Индию потомки наших общих предков, именно в память этого события справляют развесёлый молодежный праздник красок - Холи?
Чем же закончилась эта история? В точности не знает никто. Много племён, люди говорят разное. Волшебные сказки рассказывают, как лесной охотник Ягор-Егерь украл рубашку у девушки-птицы в то время, когда она с подругами резвилась в воде, а по древнему обычаю девушка должна была выйти замуж за похитителя. Она и вышла, но нехотя, и при первой возможности улизнула, вернув себе лебединые крылья. Видимо, этот супруг был «ложным», только слегка похожим своим именем на истинного Суженого. В других преданиях рассказывается, что встрял между влюблёнными третьим лишним заезжий Купец или залётный Ветер, и, разрываясь между любовью к одному и другому, девушка утопилась... В песнях же поется о том, что утопилась, узнав, что суженый, с которым она провела ночь, был её братом; или узнав об измене любимого. А в сказках - что просто растаяла снегом от слишком сильной страсти или Снегурочкой, решившейся прыгнуть через Купальский Огонь. Кто знает! Мы над ними «свечку не держали», и боги имеют право на свою тайну. Что бы там ни было, а Лель/Леля/Яра/Мара/Мария погибла в Купальскую ночь и стала русалкой, так же как все девушки, умершие раньше срока. Но каждый год на Русальной неделе они возвращаются в наш мир. для того, чтобы побегать по лугам, осыпая их росой, покачаться на зазеленевших ветках деревьев, помогая им проснуться и завязать плоды, поиграть во ржи, вызывая её бурное цветение. А когда заколосятся поля, сделав своё дело, русалки уходят обратно в мир Иной.
В память о судьбе дочери Лады и в назидание потомкам в дни летнего солнцеворота люди украшают тонкую, молодую березку или липку, устраивают игрища, в которых нежная Леля - лепая липка или белая березка как бы участвует вместе со всеми, а потом, после распаляющих молодежных забав Марой бросается в воду или сгорает Ярой в «огненной страсти» костра. Как говорится «девка в поре, как медведь на дворе» - всё переломает, в том числе и свою жизнь....
А холеного Холю, ярого Ярилу, зеленого Юрья, молодого Яна-Ивана люди весной продолжали звать отмыкать Землю, начинать уличные гуляния, помогать «строить отношения» молодежи, и он выходил или выезжал из леса к народу:
Как на белой на лошадке,
С гривой долгой, шерсткой гладкой,
Едет Холя, везет, гребень,
Чтобы девушек лелеять.
Чтоб холеные нахалки
Колыхаясь на качелях
Ликовали, хохотали,
Пели хором - ой, лели!
Чтобы мамкины пахолкы
Им взглянувши под подолы,
Покраснели и вспотели,
И ярились, черт, возьми!
Лиго Леля! Лиго Холя!
Диды-Ладо, мать родна -
Все свалилися под рели,
Гей, славяне, гой, Весна!
...А над ними в ясной Выси
Парой аисты вилися...
Ай да Холя! Вёз-то гребень,
А выходит, что опять
Свадьбы осенью играть,
Колыбспи колыхать!
Богиня Лада была счастлива в замужестве и всё супругам хотелось делать вместе. Порой они, полив друг другу на руки воды и умывшись, вытирались одним полотенцем, поэтому у Лады часто рождались двойни. Вот и в ночь с 22 на 23 апреля родились у неё близнецы: поздним вечером 22-го, девочка, ей дали первое, домашнее имя Лель, а через несколько часов, утром 23-го, родился мальчик - последыш, его естественно назвали Полель, то есть «следующий за Лель». Очень любила своих детей Лада, лелеяла и холила, поэтому мальчика древнему обычаю перемены имени в зависимости от обстоятельств стали называть Холя (а за ним и всех мамкиных баловней на Руси прозывали «выхоле-нями» да «пахолками»), а девочку, соответственно, Леля (Лёля, Ляля, Лила, Л ил я, что в славянских языках значит «забота, нежность, куколка, белая береста).
Качалась, как ладья на волнах, Лялина люлька, колыхалась Хо-лина колыбель, росли дети Лады... У Холи любимыми игрушками были конь и гребень148, он расчёсывал им русые волосы Лады и Лели и гриву на холке своего коня-качалки. Леля тоже любила качели, а также хороводы и цветы, гадала с подружками на лепестках, плела венки. Ныне девушки вспоминают о ней, распевая: «Ах, васильки, васильки, / Сколько их выросло в поле, / Часто у самой реки /Их собирали для Лёли». Леля украшала ими себя и свою берестяную куклу-оберег, которую сделала её мать. Может быть, именно эта куколка и спасла Лелю, когда пришла беда, помогла дочери остаться с матерью.
Мы не знаем, что произошло, почему родные оказались разлучены, но ладный выхолены мальчик Полель-Холя не вернулся домой после посвящения отроков в юношей, остался в лесу один среди зверей. Но не пропал, вывернулся, вероятно с помощью Старших всё устроилось так, что верными друзьями Холи стали два хорта, ворон и белый конь, а лютые звери волки - послушными слугами. Стали жить порознь близнецы - Леля с матерью Ладой в высоком тереме, а Холя, холеный Холя - ходил босой, спал на иголках под высокими ёлками да соснами. Долго прекрасная Леля была грустна от разлуки с младшим братом, но пришла пора и она встрепенулась, «заневестилась», вступила в тайный девичий «лебединый союз», начала одевать белоснежные крылья, оборачиваться птицей и летать с подругами к берегу моря, на озёра, реки «чистить пёрышки», «мыться-белиться», шаманить в вихревых плясках, колдовать, перенимать «хитрую науку».
А Холя всё это время рос веселым и румяным пареньком, и вот, в юности, в придачу к старым, близнецы получили новые имена. Как это часто случается и теперь с разлучёнными двойняшками, имена оказались похожими: стала ярко расцветшая Леля - Ярой Марой, то есть «буйной весной» и «маревом моря», смертельно опасным «колыханием водных громад». А до поры юркий хохотун Холя, превратился в страстного, любвеобильного юношу Ярилу - Юрья, и о его бесшабашных проделках говорили старики, качая головами «молодо-зелено!», так и стал Юрай «зелёным Юрьем», а то и просто «молодым», и это в разных славянских языках звучало как Уно (ша), Юне - Яне, Иво, Ваня-Иван. До сих пор на западе славянского мира 23 апреля, в его день рождения люди ходят в лес, только-только покрывающийся листвой, ищут, зовут, находят и водят по своим полям «зеленого Юрая», юного босяка, ряженого в первую зелень, то есть «молодого Ярилу», для того, чтобы отдал Он свою ярую силу посевам.
Видимо в один из таких выходов или ранее, в месяце марте-белояре встретились румяный озорник с белолицей красавицей. Или так: босой юноша в простом белом рубище и девица в богатом красном наряде, а может и так - светлый Месяц с красным Солнышком; снег и пламя; белая лебёдушка да конь гнедой; белая берёзка с зеленым клёном, лепая липка с красным от истекающей смолы бором (сосной). В память об этом южные славяне до сих пор 1-го марта украшают себя парой красно-белых куколок, кисточками - «мартеницами», изображающих парня и девицу. Страстно полюбили друг друга Иван-да-Марья/ Ярило и Яра/ Леля и Холя, жизнь их взорвалась яркими красками. Может быть, далеко, на чужбине, в первое новолуние весеннего, мартовского равноденствия, ушедшие в Индию потомки наших общих предков, именно в память этого события справляют развесёлый молодежный праздник красок - Холи?
Чем же закончилась эта история? В точности не знает никто. Много племён, люди говорят разное. Волшебные сказки рассказывают, как лесной охотник Ягор-Егерь украл рубашку у девушки-птицы в то время, когда она с подругами резвилась в воде, а по древнему обычаю девушка должна была выйти замуж за похитителя. Она и вышла, но нехотя, и при первой возможности улизнула, вернув себе лебединые крылья. Видимо, этот супруг был «ложным», только слегка похожим своим именем на истинного Суженого. В других преданиях рассказывается, что встрял между влюблёнными третьим лишним заезжий Купец или залётный Ветер, и, разрываясь между любовью к одному и другому, девушка утопилась... В песнях же поется о том, что утопилась, узнав, что суженый, с которым она провела ночь, был её братом; или узнав об измене любимого. А в сказках - что просто растаяла снегом от слишком сильной страсти или Снегурочкой, решившейся прыгнуть через Купальский Огонь. Кто знает! Мы над ними «свечку не держали», и боги имеют право на свою тайну. Что бы там ни было, а Лель/Леля/Яра/Мара/Мария погибла в Купальскую ночь и стала русалкой, так же как все девушки, умершие раньше срока. Но каждый год на Русальной неделе они возвращаются в наш мир. для того, чтобы побегать по лугам, осыпая их росой, покачаться на зазеленевших ветках деревьев, помогая им проснуться и завязать плоды, поиграть во ржи, вызывая её бурное цветение. А когда заколосятся поля, сделав своё дело, русалки уходят обратно в мир Иной.
В память о судьбе дочери Лады и в назидание потомкам в дни летнего солнцеворота люди украшают тонкую, молодую березку или липку, устраивают игрища, в которых нежная Леля - лепая липка или белая березка как бы участвует вместе со всеми, а потом, после распаляющих молодежных забав Марой бросается в воду или сгорает Ярой в «огненной страсти» костра. Как говорится «девка в поре, как медведь на дворе» - всё переломает, в том числе и свою жизнь....
А холеного Холю, ярого Ярилу, зеленого Юрья, молодого Яна-Ивана люди весной продолжали звать отмыкать Землю, начинать уличные гуляния, помогать «строить отношения» молодежи, и он выходил или выезжал из леса к народу:
Как на белой на лошадке,
С гривой долгой, шерсткой гладкой,
Едет Холя, везет, гребень,
Чтобы девушек лелеять.
Чтоб холеные нахалки
Колыхаясь на качелях
Ликовали, хохотали,
Пели хором - ой, лели!
Чтобы мамкины пахолкы
Им взглянувши под подолы,
Покраснели и вспотели,
И ярились, черт, возьми!
Лиго Леля! Лиго Холя!
Диды-Ладо, мать родна -
Все свалилися под рели,
Гей, славяне, гой, Весна!
...А над ними в ясной Выси
Парой аисты вилися...
Ай да Холя! Вёз-то гребень,
А выходит, что опять
Свадьбы осенью играть,
Колыбспи колыхать!
Luna Eclipse- Главный модератор
Re: СЛОВО О ЛЕЛЕ И ЕЁ БРАТЕ ПОЛЕЛЕ
Сведения из этого текста, составленного по данным фольклора, этнографии, всех аллюзий и иллюзий, возникающих в связи с рассматриваемой темой, или часть сведений, можно рассказывать, зачитывать или разыгрывать в праздниках, посвященных Леле и её брату Яриле. Также всё вышеизложенное следует учитывать в выборе имён. На моей памяти случай, когда человек выбрал себе имя Мстибог, видимо, мня его значение как «Божий мститель». Наречение имени состоялось на Купалу, а через несколько дней, вернувшись в то же место для благого дела уборки места после многолюдного праздника, он утонул во время купания в реке с названием, весьма символичным для славянской мифологии - Истре. Вспомним, что великая славянская река Дунай, которая берет свое начало из раны покончившего собой русского богатыря Дуная, в древности называлась Истр, и то, что славяне любую значимую для них реку могли назвать «дунаем» в честь и память того первого, огромного, Дуная, и именно в «Дунаях» (в отличие от других рек), судя по народным песням, юноши на Купалу тонули также часто, как и девицы. То есть новое имя в сочетании с купанием в период летнего солнцеворота (на границе Миров) в реке с названием, грозящим юношам безвременной кончиной, призвало «месть Богов» на его голову.
Это я к тому, что многие славянские имена можно понять в духе присказки «бабушка надвое сказала» и для того, чтобы разобраться во множестве смыслов имен, необходимы знания народной культуры в целом, а не только сама этимология слова. Я не знаю, какие моменты совпали в случае с Мстибогом, но ведаю, что по народным поверьям, например, «внуки людей, рожденных на Купалу, должны остерегаться воды» или «если у девки родится девочка и она тоже родит вне брака, то её дочь может стать ведьмой» (и, следовательно, должна опасаться огня). То есть если в первом случае ребенку дадут «водное имя», а во втором «огненное», то это может принести им вред. В прошлом знания подобных нюансов хранили специальные люди, «бабки», «деды», знахари, ведуньи, сегодня в основном приходится разбираться самостоятельно, ища «ответ в книжках», чем я и занимаюсь по мере сил для пользы дела.
Разбрызгивает на девушек воду или молоко из трубки с поршнем, они с визгом разбегаются. Инструмент для разбрызгивания желательно сделать из традиционных материалов, например, трубчатых растений или кожаного меха с трубкой, типа волынки. Далее Ярило может пригласить всех на качели, или наоборот, девушки могут попросить Ярилу покачать их:
Качели
Весеннее качание с магическими целями на качелях разного вида характерно для всех славянских народов. В мифологических песнях южных славян есть сюжет о том, как распалённое любовью Солнце в Юрьев день умыкает земную девушку с качелей. В соответствии с правилом, по которому строится большинство языческих ритуалов «как делали боги, так делаем мы», можно повторить этот эпизод из «жития Ярилы вешнего» устроив качели (тарзанку), на которых по очереди должны покачаться все участники праздника под рассказывание нижеприведенного текста. Девушек и женщин, качающихся на таких качелях, могут «украсть» их партнёры.
В Добринку Солнце влюбилось,
А она не выходит из дому,
Три дня ждало её Солнце,
Три ночи не заходило.
Матерь ему подсказала:
- Скоро наступит праздник,
День молодого Ярилы,
Соберется и старый, и малый
Во здравие покачаться,
Пусти-ка лучи золотые,
И преврати их в качели.
Выйдет твоя Добринка,
Сядет она на качели,
А мы качели потянем,
И прямо в небо поднимем!
Так Солнце и поступило,
Пустило лучи золотые,
Это я к тому, что многие славянские имена можно понять в духе присказки «бабушка надвое сказала» и для того, чтобы разобраться во множестве смыслов имен, необходимы знания народной культуры в целом, а не только сама этимология слова. Я не знаю, какие моменты совпали в случае с Мстибогом, но ведаю, что по народным поверьям, например, «внуки людей, рожденных на Купалу, должны остерегаться воды» или «если у девки родится девочка и она тоже родит вне брака, то её дочь может стать ведьмой» (и, следовательно, должна опасаться огня). То есть если в первом случае ребенку дадут «водное имя», а во втором «огненное», то это может принести им вред. В прошлом знания подобных нюансов хранили специальные люди, «бабки», «деды», знахари, ведуньи, сегодня в основном приходится разбираться самостоятельно, ища «ответ в книжках», чем я и занимаюсь по мере сил для пользы дела.
Разбрызгивает на девушек воду или молоко из трубки с поршнем, они с визгом разбегаются. Инструмент для разбрызгивания желательно сделать из традиционных материалов, например, трубчатых растений или кожаного меха с трубкой, типа волынки. Далее Ярило может пригласить всех на качели, или наоборот, девушки могут попросить Ярилу покачать их:
Качели
Весеннее качание с магическими целями на качелях разного вида характерно для всех славянских народов. В мифологических песнях южных славян есть сюжет о том, как распалённое любовью Солнце в Юрьев день умыкает земную девушку с качелей. В соответствии с правилом, по которому строится большинство языческих ритуалов «как делали боги, так делаем мы», можно повторить этот эпизод из «жития Ярилы вешнего» устроив качели (тарзанку), на которых по очереди должны покачаться все участники праздника под рассказывание нижеприведенного текста. Девушек и женщин, качающихся на таких качелях, могут «украсть» их партнёры.
В Добринку Солнце влюбилось,
А она не выходит из дому,
Три дня ждало её Солнце,
Три ночи не заходило.
Матерь ему подсказала:
- Скоро наступит праздник,
День молодого Ярилы,
Соберется и старый, и малый
Во здравие покачаться,
Пусти-ка лучи золотые,
И преврати их в качели.
Выйдет твоя Добринка,
Сядет она на качели,
А мы качели потянем,
И прямо в небо поднимем!
Так Солнце и поступило,
Пустило лучи золотые,
Luna Eclipse- Главный модератор
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Пн Апр 22, 2024 4:47 am автор Boudikka Icena
» ШКОЛА - СОЗДАНИЕ ПОМОЩНИКОВ и ПОДСЕЛЕНИЕ ИХ В ПРЕДМЕТЫ СИЛЫ
Пн Апр 22, 2024 4:09 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Вебинар "МАГИЯ КЛЮЧЕЙ"
Вт Янв 30, 2024 12:35 pm автор Borisovka68
» Диагностика отношений в паре и межличностных конфликтов в социуме
Чт Янв 25, 2024 1:42 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» НОВЫЙ КУРС ритуалы на таро Черный Гримуар
Вт Янв 23, 2024 12:45 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Набор в школу ТАРО ТЕНЕЙ
Сб Янв 20, 2024 1:46 pm автор Boudikka Icena
» БЕСПЛАТНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС "ЙОЛЬ"
Вт Дек 19, 2023 9:45 am автор Vega
» Бесплатный мастер - класс МАГИЯ БОЛИ
Вс Дек 17, 2023 12:54 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» вебинары-тренинги ДИАГНОСТИКА и МАГ РАБОТА по ФОТО
Чт Ноя 09, 2023 11:56 pm автор † Л€ДИ Addam$ †
» Грамотный став "Защитник дома"
Чт Ноя 09, 2023 4:20 pm автор † Л€ДИ Addam$ †
» Опрос для матерей
Пт Окт 27, 2023 4:28 pm автор zarinalina
» Почему похудела?
Ср Окт 25, 2023 12:14 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» НАБОР НА ОСЕННИЙ ТУРНИР ЭКСТРАСЕНСОВ ФОРУМА ТАИНСТВО МАГИИ
Вт Окт 10, 2023 4:28 pm автор НОВОСТИ ФОРУМА
» Действенные заговоры для избавления от бородавок и папиллом
Чт Сен 21, 2023 8:15 pm автор Мелика
» МАСТЕР-КЛАСС "РАБОТА С ЗАГОВОРАМИ"
Пт Сен 15, 2023 1:23 pm автор Luna Eclipse
» ПРИГЛАШАЮ НА КУРС "Очистительная работа с помощью обережной куклы"
Пн Сен 11, 2023 2:30 pm автор Аглая7
» Работа с Псалмами ( материал взят из книг сестер Соболь)
Пн Май 08, 2023 8:31 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Богиня Баба Йога (Баба Яга)
Вс Апр 30, 2023 6:50 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Двоедушник — в славянской мифологии
Вс Апр 30, 2023 6:22 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Спиральная динамика для жизни и бизнеса Грейвза
Вт Фев 28, 2023 7:12 pm автор † Л€ДИ Addam$ †
» Успокаивающая Музыка.Сергей Грищук
Вс Фев 26, 2023 7:19 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» КУРС ТАРО ДЕКАМЕРОН
Пт Фев 17, 2023 3:15 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» 2 декабря - Обережье.
Сб Фев 04, 2023 1:57 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Школа ТАРО ГНОМОВ в бизнес-консультировании
Вт Янв 10, 2023 9:54 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Игра в эзотерические слова
Чт Янв 05, 2023 8:07 am автор † Л€ДИ Addam$ †