ВЫБОР ПОСЛЕДНЕГО ПУТИ
Страница 1 из 1 • Поделиться
ВЫБОР ПОСЛЕДНЕГО ПУТИ
ВЫБОР ПОСЛЕДНЕГО ПУТИ
В настоящее время считается общепринятым мнение о том, что у славян до принятия христианства преобладал такой способ похорон, как трупосожжение. Мнение это основывается на немногочисленных, но вполне надежных письменных источниках и многочисленных данных археологии. Однако очевидно, что количество изученных археологами достоверно славянских погребений V-X веков в сотни (если не в тысячи) раз меньше количества умерших и похороненных язычников того времени, и это огромное количество ненайденных и неизученных погребений даёт нам право задуматься над вопросом - а были ли они в большинстве своём произведены по обряду кремации? И если нет, то какими еще способами?
Ответ на этот вопрос можно получить, обратившись к славянскому языческому мировоззрению, достаточно хорошо изученному по данным фольклора, этнографии, топонимики, гидронимики, письменных источников, археологии, лингвистики. Вставка в «Хронику» Иоанна Мал алы (XIII век) сообщает нам, что первого из смертных Совия, добровольно ушедшего в мир Иной от гнева на непослушных сыновей, не выполнивших его желания (не попотчевавших отца печенью волшебного вепря), его дети, искупая свой грех, сначала схоронили в земле - там ему было неуютно, затем на дереве, тоже плохо, и, наконец, к полному удовлетворению покойного, сожгли86. Другие примеры трех смертей и трёх способов погребений за пределами славянского ареала (у кельтов, финнов, индийцев) приведены в работе В. Н. Топорова «Vilnius, Wilno, Вильна: город и миф»: «.. .захоронение с помощью земли, воды, огня подчеркивает роль основных элементов мироздания, о которых, например, специально рассказывается в 1-й главе «Бундахишна». В восточнославянских сказках с сюжетом «мертвое тело» такой же, с аномальным поведением герой, как и дети Совия, попеременно помещает мертвое тело погибшего нелепой смертью человека (часто матери) то на воздух (выставляет на чердаке, подвешивает под крышей, пускает в поле верхом на коне, везет на санях летом, то в воду (пускает в лодке по течению), то под землю в склеп (в погреб) и каждый раз покойника «убивают» ещё раз, и герой получает от этого выгоду. В конце концов покойника хоронят традиционным способом, «как всех». То есть в сказке перечисляются архаичные способы погребения, известные у славян по письменным источникам (ладья, сани), данным археологии (срубные погребения, сани, ладьи), других жанров фольклора (былинные погребения в «погреба глубокие»). Заметим некоторую «нестыковку» в логике представленного варианта - мертвое тело дважды помещают в землю, первый раз в сруб, закопанный в землю, как бы склеп (погреб), и в конце сказки, хоронят в обычной для христианина могиле. Вероятно, в сказках этого типа в архаичный период «обычным» погребением было сожжение, и мертвое тело не закопали, а сожгли.
И эта, очевидно древняя, триада или четверка способов похорон: земля - вода, воздух - огонь (с вариантами), вызывает следующие ассоциации. Достоверно известно, что славяне-язычники почитали четыре стороны Белого Света и четыре стихии: Огонь, Воду, Землю и Ветер (воздух), обожествляли их. С другой стороны, правильное погребение покойного, в числе прочих смыслов, считалось жертвоприношением, например, сожжение -жертвой Огню, и, более сложно, сожжение покойного на востоке от места его проживания - говорило о том, что тело жертвуют (или «отправляют») Утренней Заре, а на западе о жертве «старому» Солнцу. Очевидно, что и другим Богам-Стихиям были нужны подходящие «посланники», и покойники, предназначенные, например, Огню, чем-то должны были отличатся от «посланников» Воде или Ветру. По многочисленным письменным и археологическим свидетельствам мы знаем, что большинство кремаций было совершено с телами погибших воинов. Однако, здесь нет прямой зависимости: например, Ибн Фадлан (X век) сообщает о кремации в ладье купца, и вот это, казалось бы, несоответствие вида погребения роду деятельности покойного, как раз и повышает достоверность рассказа арабского наблюдателя. Дело в том, что в архаичный период большинство купцов вынуждены были и воинами - защитниками своего товара. Ладья, в которую был усажен покойный, «рассказывала» о специфике трудовой деятельности покойного - он ходил водным путем, а огненное погребение - что с оружием в руках защищал свое богатство.
То есть простейшая схема, которая вроде бы, следует из вышесказанного: земледельцы предавались Матери-Земле, мореходы, речники и рыбаки - Воде, а, например, мечтатели и работники ветряных мельниц - Ветру, включала в себя нюансы-обстоятельства жизни, рода деятельности, душевных склонностей, религиозных воззрений, вида смерти усопшего. Специфика вопроса была очень сложной - решая вопрос, о том, каким способом похоронить умершего, нужно было знать и учитывать массу нюансов. Например, если вы хороните дорогую вам ведьму, то вы должны понимать, что сожжение для неё - это полный конец (без посмертного существования), а для воина - честь, слава, прямой путь в Ирий. И что, например, колдунов, ведьм и даже волхвов часто «не принимает Мать-Земля», то есть, если вы желаете добра таким покойным, то должны «отдать» их Воде или Ветру. В древности с такими «отправками» не было проблем: «хороших» покойных сажали в долбленку, клали на плот или просто привязывали в сидячем положении к колоде (известно даже северорусское предание о прибившейся к берегу молодой покойнице на прялке), и пускали по воде текучей воде, а «плохих» топили в болоте, любом водоёме с плохой «репутацией» (чёрных речках, бездонных, чёртовых озерах). Но и тут нужно было совершать выбор: по какой реке, в каком месте этой реки, в какое время суток. Ветру или Воздуху уважаемых покойных оставляли на холмах, камнях, горах, курганах; на (или у) отдельно стоящих или самых высоких деревьев, в «чистом поле», перекрестках, а неуважаемых сбрасывали в овраги, кусты, пустоши.
Подготовленный читатель, наверное, уже отметил, что описываемые способы «отправки» покойных четырём стихиям весьма напоминают традиционные способы избавления от тел так называемых «заложных» покойников, а также врагов, вредителей, военнопленных. Совершенно верно! И самоубийца Совий, и нелепо погибший человек в сюжете «мертвое тело» подходят под эту категорию. Однако, следует помнить, что термин «заложный покойник» ввел в оборот в начале XX века Д. К. Зеленин, который заимствовал его из одного единственного небольшого вятского диалекта, слегка переиначил и распространил на все славянство. Почему это плохо и неправильно? Потому что в вятском диалекте исходное слово было «заложенные» и означало оно могилы неизвестных людей, умерших в дороге и похороненных на месте своей гибели. По местному обычаю, каждый прохожий должен был положить ветку на такую могилу, и раз в год (весной на Зеленые Святки) накопившийся хворост сжигали. В вятском говоре никакой негативной окраски термин «заложенный» (ветками покойник) не имел, оценивающий, негативный характер этому термину придумал сам Зеленин. В этом слове было русское ухо слышало слово «ложь» и «залог», что «удачно» совпало с неверными построениями Зеленина. В народной культуре не было негативного отношения ко всем умершим неизвестной, насильственной или неестественной смертью (их скорее жалели, чем осуждали), но было повсеместное опасение ходячих покойников, стать которым в связи с различными обстоятельствами мог любой умерший, и убитый воин, и повесившейся юноша, и «присланный» матерью младенец, и тихо умерший в своей постели старик.
Кстати, один из самых больших грехов христианства - грех самоубийства может быть признан самими христианами геройством, например, если человек покончил собой в условиях окружения, чтобы не попасть в плен или спасая своей смертью другого человека. Вот и народная традиция различала такие нюансы, и даже более мелкие, например, к единственному сыну бедных и больных родителей, который наложил на себя руки от несчастной любви относились более строго, чем к пятому сыну зажиточных родителей, покончившего собой в аналогичной ситуации и хоронили таких людей по-разному и в разных местах (последнего могли даже и на кладбище похоронить, и не потому, что он из богатой семьи, а потому, что его «грех» перед многодетными родителями в пять раз меньше, чем у единственного сына, который оставил отца и мать без своей опеки в их нищей старости).
Современная наука постепенно приходит к тому, что сочиненный Зелениным термин «заложный покойник» нуждается в демифологизации. То здесь, то там в научных публикациях встречаются осторожные замечания типа: «...полесский материал в ряде случаев не соответствует трактовке Д. К. Зеленина...Утопленник в некоторых зонах Полесья не только не считается «злым», но, напротив, признаётся святым; его не только разрешается хоронить на кладбище, но им открывается новое кладбище. Такими же святыми иногда считают опойцу и убитого громом». Как известно, Полесье, где зафиксированы подобные верования, является «заповедником восточнославянской архаики» в котором сохранились общие для русских, украинцев и белорусов следы языческого мировоззрения славян и в них понятия «заложный покойник» нет.
То есть, есть в архаический период не было понятия - хорошие люди похоронены на кладбище, а вне кладбища - плохие, опасные, но было понятие того, что в общем для большинства захоронений месте (кладбище) хоронят обычным для данной местности и данного времени способом обычных людей, а людей необычных, особенных и умерших необычной смертью хоронят особыми способами в особых местах (выдающихся, уважаемых на пригорках, незнакомых - в месте их гибели и т. п.). Эти способы и места захоронения необычных людей или умерших особенной смертью, лежат буквально «на поверхности», их масса в данных фольклора, этнографии, письменных источниках, но к сожалению, они неправильно систематизированы, ошибочно выделены в область негатива, но в наших силах их узнать, понять и реабилитировать.
Этнографией описана народная традиция подготовки к своей смерти и похоронам - в определенный момент времени (у каждого этот момент свой) человек собирал смертный узелок с погребальной одеждой, заказывал или делал себе сам гроб, объявлял окружению о своем желании быть похороненным в определенном месте определенным способом с соблюдением тех или иных ритуалов. И родные были обязаны выслушать и выполнить волю покойного: например, известны случаи, когда умирающий запрещал родным голосить по нему (а это с глубокой древности было обязательным для славянских похорон); князь-язычник Святослав похоронил мать по её просьбе по христианскому обряду и т. п. То есть люди сами выбирали где, когда и как их похоронить. Однако, были и исключения, воля покойных в вопросах погребения выполнялась не всегда: если умерший при жизни переоценивал свою особу и требовал несоразмерных его жизни посмертных деяний от родных и близких, общество погребало его так, как считало нужным.
В настоящее время считается общепринятым мнение о том, что у славян до принятия христианства преобладал такой способ похорон, как трупосожжение. Мнение это основывается на немногочисленных, но вполне надежных письменных источниках и многочисленных данных археологии. Однако очевидно, что количество изученных археологами достоверно славянских погребений V-X веков в сотни (если не в тысячи) раз меньше количества умерших и похороненных язычников того времени, и это огромное количество ненайденных и неизученных погребений даёт нам право задуматься над вопросом - а были ли они в большинстве своём произведены по обряду кремации? И если нет, то какими еще способами?
Ответ на этот вопрос можно получить, обратившись к славянскому языческому мировоззрению, достаточно хорошо изученному по данным фольклора, этнографии, топонимики, гидронимики, письменных источников, археологии, лингвистики. Вставка в «Хронику» Иоанна Мал алы (XIII век) сообщает нам, что первого из смертных Совия, добровольно ушедшего в мир Иной от гнева на непослушных сыновей, не выполнивших его желания (не попотчевавших отца печенью волшебного вепря), его дети, искупая свой грех, сначала схоронили в земле - там ему было неуютно, затем на дереве, тоже плохо, и, наконец, к полному удовлетворению покойного, сожгли86. Другие примеры трех смертей и трёх способов погребений за пределами славянского ареала (у кельтов, финнов, индийцев) приведены в работе В. Н. Топорова «Vilnius, Wilno, Вильна: город и миф»: «.. .захоронение с помощью земли, воды, огня подчеркивает роль основных элементов мироздания, о которых, например, специально рассказывается в 1-й главе «Бундахишна». В восточнославянских сказках с сюжетом «мертвое тело» такой же, с аномальным поведением герой, как и дети Совия, попеременно помещает мертвое тело погибшего нелепой смертью человека (часто матери) то на воздух (выставляет на чердаке, подвешивает под крышей, пускает в поле верхом на коне, везет на санях летом, то в воду (пускает в лодке по течению), то под землю в склеп (в погреб) и каждый раз покойника «убивают» ещё раз, и герой получает от этого выгоду. В конце концов покойника хоронят традиционным способом, «как всех». То есть в сказке перечисляются архаичные способы погребения, известные у славян по письменным источникам (ладья, сани), данным археологии (срубные погребения, сани, ладьи), других жанров фольклора (былинные погребения в «погреба глубокие»). Заметим некоторую «нестыковку» в логике представленного варианта - мертвое тело дважды помещают в землю, первый раз в сруб, закопанный в землю, как бы склеп (погреб), и в конце сказки, хоронят в обычной для христианина могиле. Вероятно, в сказках этого типа в архаичный период «обычным» погребением было сожжение, и мертвое тело не закопали, а сожгли.
И эта, очевидно древняя, триада или четверка способов похорон: земля - вода, воздух - огонь (с вариантами), вызывает следующие ассоциации. Достоверно известно, что славяне-язычники почитали четыре стороны Белого Света и четыре стихии: Огонь, Воду, Землю и Ветер (воздух), обожествляли их. С другой стороны, правильное погребение покойного, в числе прочих смыслов, считалось жертвоприношением, например, сожжение -жертвой Огню, и, более сложно, сожжение покойного на востоке от места его проживания - говорило о том, что тело жертвуют (или «отправляют») Утренней Заре, а на западе о жертве «старому» Солнцу. Очевидно, что и другим Богам-Стихиям были нужны подходящие «посланники», и покойники, предназначенные, например, Огню, чем-то должны были отличатся от «посланников» Воде или Ветру. По многочисленным письменным и археологическим свидетельствам мы знаем, что большинство кремаций было совершено с телами погибших воинов. Однако, здесь нет прямой зависимости: например, Ибн Фадлан (X век) сообщает о кремации в ладье купца, и вот это, казалось бы, несоответствие вида погребения роду деятельности покойного, как раз и повышает достоверность рассказа арабского наблюдателя. Дело в том, что в архаичный период большинство купцов вынуждены были и воинами - защитниками своего товара. Ладья, в которую был усажен покойный, «рассказывала» о специфике трудовой деятельности покойного - он ходил водным путем, а огненное погребение - что с оружием в руках защищал свое богатство.
То есть простейшая схема, которая вроде бы, следует из вышесказанного: земледельцы предавались Матери-Земле, мореходы, речники и рыбаки - Воде, а, например, мечтатели и работники ветряных мельниц - Ветру, включала в себя нюансы-обстоятельства жизни, рода деятельности, душевных склонностей, религиозных воззрений, вида смерти усопшего. Специфика вопроса была очень сложной - решая вопрос, о том, каким способом похоронить умершего, нужно было знать и учитывать массу нюансов. Например, если вы хороните дорогую вам ведьму, то вы должны понимать, что сожжение для неё - это полный конец (без посмертного существования), а для воина - честь, слава, прямой путь в Ирий. И что, например, колдунов, ведьм и даже волхвов часто «не принимает Мать-Земля», то есть, если вы желаете добра таким покойным, то должны «отдать» их Воде или Ветру. В древности с такими «отправками» не было проблем: «хороших» покойных сажали в долбленку, клали на плот или просто привязывали в сидячем положении к колоде (известно даже северорусское предание о прибившейся к берегу молодой покойнице на прялке), и пускали по воде текучей воде, а «плохих» топили в болоте, любом водоёме с плохой «репутацией» (чёрных речках, бездонных, чёртовых озерах). Но и тут нужно было совершать выбор: по какой реке, в каком месте этой реки, в какое время суток. Ветру или Воздуху уважаемых покойных оставляли на холмах, камнях, горах, курганах; на (или у) отдельно стоящих или самых высоких деревьев, в «чистом поле», перекрестках, а неуважаемых сбрасывали в овраги, кусты, пустоши.
Подготовленный читатель, наверное, уже отметил, что описываемые способы «отправки» покойных четырём стихиям весьма напоминают традиционные способы избавления от тел так называемых «заложных» покойников, а также врагов, вредителей, военнопленных. Совершенно верно! И самоубийца Совий, и нелепо погибший человек в сюжете «мертвое тело» подходят под эту категорию. Однако, следует помнить, что термин «заложный покойник» ввел в оборот в начале XX века Д. К. Зеленин, который заимствовал его из одного единственного небольшого вятского диалекта, слегка переиначил и распространил на все славянство. Почему это плохо и неправильно? Потому что в вятском диалекте исходное слово было «заложенные» и означало оно могилы неизвестных людей, умерших в дороге и похороненных на месте своей гибели. По местному обычаю, каждый прохожий должен был положить ветку на такую могилу, и раз в год (весной на Зеленые Святки) накопившийся хворост сжигали. В вятском говоре никакой негативной окраски термин «заложенный» (ветками покойник) не имел, оценивающий, негативный характер этому термину придумал сам Зеленин. В этом слове было русское ухо слышало слово «ложь» и «залог», что «удачно» совпало с неверными построениями Зеленина. В народной культуре не было негативного отношения ко всем умершим неизвестной, насильственной или неестественной смертью (их скорее жалели, чем осуждали), но было повсеместное опасение ходячих покойников, стать которым в связи с различными обстоятельствами мог любой умерший, и убитый воин, и повесившейся юноша, и «присланный» матерью младенец, и тихо умерший в своей постели старик.
Кстати, один из самых больших грехов христианства - грех самоубийства может быть признан самими христианами геройством, например, если человек покончил собой в условиях окружения, чтобы не попасть в плен или спасая своей смертью другого человека. Вот и народная традиция различала такие нюансы, и даже более мелкие, например, к единственному сыну бедных и больных родителей, который наложил на себя руки от несчастной любви относились более строго, чем к пятому сыну зажиточных родителей, покончившего собой в аналогичной ситуации и хоронили таких людей по-разному и в разных местах (последнего могли даже и на кладбище похоронить, и не потому, что он из богатой семьи, а потому, что его «грех» перед многодетными родителями в пять раз меньше, чем у единственного сына, который оставил отца и мать без своей опеки в их нищей старости).
Современная наука постепенно приходит к тому, что сочиненный Зелениным термин «заложный покойник» нуждается в демифологизации. То здесь, то там в научных публикациях встречаются осторожные замечания типа: «...полесский материал в ряде случаев не соответствует трактовке Д. К. Зеленина...Утопленник в некоторых зонах Полесья не только не считается «злым», но, напротив, признаётся святым; его не только разрешается хоронить на кладбище, но им открывается новое кладбище. Такими же святыми иногда считают опойцу и убитого громом». Как известно, Полесье, где зафиксированы подобные верования, является «заповедником восточнославянской архаики» в котором сохранились общие для русских, украинцев и белорусов следы языческого мировоззрения славян и в них понятия «заложный покойник» нет.
То есть, есть в архаический период не было понятия - хорошие люди похоронены на кладбище, а вне кладбища - плохие, опасные, но было понятие того, что в общем для большинства захоронений месте (кладбище) хоронят обычным для данной местности и данного времени способом обычных людей, а людей необычных, особенных и умерших необычной смертью хоронят особыми способами в особых местах (выдающихся, уважаемых на пригорках, незнакомых - в месте их гибели и т. п.). Эти способы и места захоронения необычных людей или умерших особенной смертью, лежат буквально «на поверхности», их масса в данных фольклора, этнографии, письменных источниках, но к сожалению, они неправильно систематизированы, ошибочно выделены в область негатива, но в наших силах их узнать, понять и реабилитировать.
Этнографией описана народная традиция подготовки к своей смерти и похоронам - в определенный момент времени (у каждого этот момент свой) человек собирал смертный узелок с погребальной одеждой, заказывал или делал себе сам гроб, объявлял окружению о своем желании быть похороненным в определенном месте определенным способом с соблюдением тех или иных ритуалов. И родные были обязаны выслушать и выполнить волю покойного: например, известны случаи, когда умирающий запрещал родным голосить по нему (а это с глубокой древности было обязательным для славянских похорон); князь-язычник Святослав похоронил мать по её просьбе по христианскому обряду и т. п. То есть люди сами выбирали где, когда и как их похоронить. Однако, были и исключения, воля покойных в вопросах погребения выполнялась не всегда: если умерший при жизни переоценивал свою особу и требовал несоразмерных его жизни посмертных деяний от родных и близких, общество погребало его так, как считало нужным.
Luna Eclipse- Главный модератор
Re: ВЫБОР ПОСЛЕДНЕГО ПУТИ
Итак, обобщая, можно предложить примерный уряд подготовки к уходу из жизни и проведения похорон и поминок:
1) Подготовка. Для славян традиционно заблаговременное решение данного вопроса: каждый человек должен заранее обдумать способ, место и время своего погребения, приготовится к нему и сообщить свою волю близким. Возможно провести обряд типа болгарской Поманы - прижизненных поминок, как бы репетиции своих похорон, которые устраивает человек, пригласив друзей и близких на предполагаемое место своего погребения, а затем на пир, где и объявляет свою волю. В вопросе выбора способа, места и времени погребения важно проанализировать свой внутренний мир, образ жизни, семейные обстоятельства и другие аспекты и соотнести результаты анализа с четырьмя Стихиями мифологической системы славян. Объяснить свои логические построения близким в беседе или завещании. Если Вода или Воздух «ваши» стихии, расскажите родным, как символически выполнить вашу волю, например, погребение совершается обычным для нашего времени способом (преданием Огню или Земле), а особо доверенные лица совершают необходимый покойному ритуал, пускают по воде или по ветру прах покойного; отправляют в свободное плавание лодку или её макет с вещами умершего; вывешивают его одежду (обереги, стяги, вымпелы и прочие предметы) в местах постоянных ветров, палят на Краде вещь, завещанную предать Огню покойным и т. д, и т. п.
2) Ритуалы традиционного ухода из жизни. Перед осознанной кончиной человек с языческим мировоззрением совершает ритуалы Прощания с Белым Светом, Открытия тайн, Последнего желания и Прощания с родными и близкими. Первый совершается стоя на земле (лучше босиком), в месте Силы или излюбленном месте уходящего человека (под посаженой им яблоней, на пригорке, у озера и т. п. но не на кладбище). Человек сам или с помощью родных и близких совершает ритуальный выход из дома (из положения сидя, встав «благославясь», то есть со словами «благословите. Боги» или другими краткими заклинаниями; лежачих - выносят), время выхода (на зорях, в полдень, полночь) выбирает уходящий. При возможности человек в пояс или земным поклоном кланяется на все четыре стороны и припадает к Земле со словами прощания с Богами и стихиями (лежачим помогают сопровождающие). Дома уходящий открывает родным тайны (личные, семейные, родовые и прочие, кроме государственных). Если у уходящего нет родных и близких, он открывает свои тайны Матери Сырой Земле во время Прощания с Белым Светом. Это может быть не только код карточки с накоплениями, шифр сейфа и т. и, но и тайная вина человека перед кем-либо, например, сокрытие наличия второй семьи, внебрачных детей, подделка документов и прочие проступки. Родные обязаны поблагодарить за открытие тайн, простить умирающего и спросить его о последнем желании (о нём уходящий должен подумать заранее, оно не должно быть невыполнимым), обычно у приличных людей это желание увидеть родню, с которой уходящий давно или никогда не виделся (напр. новорожденный правнук) или ощутить вкус любимого блюда (на Том Свете это удовольствие недоступно), или услышать любимую песню в исполнении конкретного человека и т. п. Во время Прощания с родными и близкими собравшиеся (их приглашают заранее), по одному подходят к уходящему, тепло, тихо и кратко прощаются с ним, например, словами: «Прощай, Иван Иванович, славно мы с тобой рыбачили, теперь расставаться пора пришла. Скоро встретишься с батюшкой, передавай ему привет от нас, мы его помним» и т. п. Следует избегать сомнительных утешений о «бренности земной жизни» (если она бренная, чего сам не уходишь?) и бодрых банальностей типа «не боисъ, все там будем\»
3) Момент ухода. Высшей степенью уважения к человеку и самым правильным в славянской традиции считается возможность «умереть в кругу родных», а точнее, «умереть на руках родных», то есть в позе, когда голова умирающего лежит на коленях самого близкого из оставшихся старших родственников (обычно матери, жены/мужа, старшего сына/дочери) и за руку его держит кто-либо из младших членов семьи, им в момент ухода магическим путем передаются ум, знания и умения любого уходящего (а не только вредоносные знания от колдунов). В такие моменты, при отчаянно сильном желании родственников не расставаться с уходящим, а уходящего с ними, возможен переход жизненной энергии от живых к умирающему и его поправка - воскрешение жизненного Огня в теле. Если же человек согласен с тем, что ему пришла пора уходить, то ему подают небольшую ёмкость с водой, которую он ставит у себя в головах (у изголовья). Это тот самый пресловутый «стакан воды», который бывает «некому подать» и предназначен он не для питья, а для омовения вышедшей из тела человека «новорождённой» Души. После момента кончины закрывают тканью блестящие, отражающие поверхности (чтобы Душа не заблудилась в Иномирье зеркал), на улицу через окно вывешивают белый рушник - указатель правильной дороги вышедшей Душе. Стакан с водой и рушник остаются в помещении в течение 40 дней, а потом вода (если не испарилась) выливается «птичкам» - на землю под угол дома, в том месте, где расположен Красный угол или в другом чистом месте, рушник жертвуется нищим (не обязательно в руки, можно оставить на дереве, на ступенях подвала у мест их обитания) или стирается и используется в поминальные дни.
4) Ритуалы после ухода человека из жизни. Все время от кончины до погребения (обычно трое суток) желательны радения, если нет возможности, то хотя бы в ночь перед погребением - то есть сбор всех желающих помочь покойному с помощью выбранной Стихии достичь обители Богов. На радении вспоминают выдающиеся случаи из жизни усопшего, в том числе и смешные, молодежь может затеять игрища, пожилые радеют более спокойно, проводят магические манипуляции с выбранной покойным Стихией, просят Её помочь новичку в Ином Мире. «Высшим классом» поминовения деяний покойного является исполнение причетов (причитаний, плачей, голошений), конечно, если покойный не отменил их своей волей (пример поминального плача см. ниже, в следующем пункте). Необходимо отметить, что древнерусские причитания - это не бессмысленные всхлипы и рыдания, но исполненная особым, эмоциональным способом речь, художественно оформленный рассказ о деяниях покойного и реакции окружающих на его кончину. Причитания исполнялись и могут исполняться не только женщинами, но и мужчинами (об этом -ниже). Если вы по какой-либо причине не можете ничего сказать от себя, то на радениях можно взять и тихо читать вслух любимую книгу умершего, или написанную им самим, или любой фольклорный сборник с произведениями любого жанра - былины, обрядовые, игровые, лирические песни, даже частушки, лучше то, что любил умерший. Тут главное не жанр, а энергия, выраженная в народном творчестве и ваше участие в устроении её выхода. Все это направлено на обеспечение максимального комфорта Душе умершего, которая до 40 дней остается рядом с нами.
Похороны совершаются по заранее обговоренному сценарию. Если умерший не оставил на этот счёт распоряжений - так, как родные и близкие считают нужным. Если человек с языческим мировоззрением по воле большинства родных (или финансовых возможностей меньшинства) будет похоронен по обрядам других вероисповеданий, нужно понимать, что это, хотя и не совсем правильно, но право большинства. Важно чтобы у усопшего нашелся хотя бы один единоверец, который сможет правильно порадеть о нем. После посещений кладбищ или иных мест захоронений, поминок (в том числе и «Поман») следует трижды омыть руки и лицо. При отсутствии воды очищение можно сделать землёй вне кладбища или с помощью большого, зеленого дерева, лучше дуба или кизила (возможно елью, цветком герань, девясилом), растение обнимают и проговаривают: «Как это дерево здорово, так и мы здоровы».
Поминки по усопшему совершаются по обычной схеме на 3, 9 (иногда на 12 и 20) и 40-й день после смерти традиционным посещением места погребения (реального и символического) с ритуалами, соответствующими Стихиям усопшего (людям Огня зажигают свечи, палят костры; Воды - окропляют его могилу и, например, строение которое соорудил умерший; Земли - сажают деревья, цветы, сооружают насыпь, Ветра - играют на духовых инструментах, машут лентами, стягами и т. п.). В этом пункте также уместны причитания.
Просьбы приснившегося покойного выполняются, какими бы они странными не были. Но «с умом»: если покойный просит невыполнимого, например, «зовет к себе», а вам «ещерано», то совершаются действия «контакта» с приходом на кладбище, устроением «внеплановых» поминок на которых перечисляются дела, которые обязательно нужно доделать живым, например, доучить детей, устроить их брак, дождаться внуков, вырастить их, выучить, устроить их брак, и т. д. - цепочка дел должна быть максимально длинной, но реальной и в завершении добавить «вот тогда обязательно встретимся, ты подожди». После, на ежегодных поминках следует перечислять покойному «выполненные дела» и каждый раз заново оглашать «список оставшихся дел». Проще, если покойный просит какие-либо предметы, их просто неглубоко прикапывают в месте погребения. Если плохие сны слишком часты, то утром на рассвете нужно встать к окну, смотреть далеко вдаль со словами: «Куда ночь - туда сон! Куда ночь - туда сон!», а чтобы сон не сбылся, его нужно рассказать трём людям. Рассказывание и толкование снов в народной культуре имеют ритуальную приуроченность, это дни поминовений и утро дня свадьбы.
Умение «выводить на позитив» любые контакты с умершей родней являются залогом защиты вас вашими Предками от зла Иного Мира и вашего нескорого и легкого «ухода».
Покойных достаточно пышно поминают через год, три, пять, семь, девять и двенадцать лет. После 7, 9 или 12 лет (по обстоятельствам) покойные переходят в разряд Дедов, Предков и поминаются в общие помины на Зеленых Святках весной и в осенние Деды. Интенсивность ритуальных поминальных причетов с течением времени снижает «накал».
1) Подготовка. Для славян традиционно заблаговременное решение данного вопроса: каждый человек должен заранее обдумать способ, место и время своего погребения, приготовится к нему и сообщить свою волю близким. Возможно провести обряд типа болгарской Поманы - прижизненных поминок, как бы репетиции своих похорон, которые устраивает человек, пригласив друзей и близких на предполагаемое место своего погребения, а затем на пир, где и объявляет свою волю. В вопросе выбора способа, места и времени погребения важно проанализировать свой внутренний мир, образ жизни, семейные обстоятельства и другие аспекты и соотнести результаты анализа с четырьмя Стихиями мифологической системы славян. Объяснить свои логические построения близким в беседе или завещании. Если Вода или Воздух «ваши» стихии, расскажите родным, как символически выполнить вашу волю, например, погребение совершается обычным для нашего времени способом (преданием Огню или Земле), а особо доверенные лица совершают необходимый покойному ритуал, пускают по воде или по ветру прах покойного; отправляют в свободное плавание лодку или её макет с вещами умершего; вывешивают его одежду (обереги, стяги, вымпелы и прочие предметы) в местах постоянных ветров, палят на Краде вещь, завещанную предать Огню покойным и т. д, и т. п.
2) Ритуалы традиционного ухода из жизни. Перед осознанной кончиной человек с языческим мировоззрением совершает ритуалы Прощания с Белым Светом, Открытия тайн, Последнего желания и Прощания с родными и близкими. Первый совершается стоя на земле (лучше босиком), в месте Силы или излюбленном месте уходящего человека (под посаженой им яблоней, на пригорке, у озера и т. п. но не на кладбище). Человек сам или с помощью родных и близких совершает ритуальный выход из дома (из положения сидя, встав «благославясь», то есть со словами «благословите. Боги» или другими краткими заклинаниями; лежачих - выносят), время выхода (на зорях, в полдень, полночь) выбирает уходящий. При возможности человек в пояс или земным поклоном кланяется на все четыре стороны и припадает к Земле со словами прощания с Богами и стихиями (лежачим помогают сопровождающие). Дома уходящий открывает родным тайны (личные, семейные, родовые и прочие, кроме государственных). Если у уходящего нет родных и близких, он открывает свои тайны Матери Сырой Земле во время Прощания с Белым Светом. Это может быть не только код карточки с накоплениями, шифр сейфа и т. и, но и тайная вина человека перед кем-либо, например, сокрытие наличия второй семьи, внебрачных детей, подделка документов и прочие проступки. Родные обязаны поблагодарить за открытие тайн, простить умирающего и спросить его о последнем желании (о нём уходящий должен подумать заранее, оно не должно быть невыполнимым), обычно у приличных людей это желание увидеть родню, с которой уходящий давно или никогда не виделся (напр. новорожденный правнук) или ощутить вкус любимого блюда (на Том Свете это удовольствие недоступно), или услышать любимую песню в исполнении конкретного человека и т. п. Во время Прощания с родными и близкими собравшиеся (их приглашают заранее), по одному подходят к уходящему, тепло, тихо и кратко прощаются с ним, например, словами: «Прощай, Иван Иванович, славно мы с тобой рыбачили, теперь расставаться пора пришла. Скоро встретишься с батюшкой, передавай ему привет от нас, мы его помним» и т. п. Следует избегать сомнительных утешений о «бренности земной жизни» (если она бренная, чего сам не уходишь?) и бодрых банальностей типа «не боисъ, все там будем\»
3) Момент ухода. Высшей степенью уважения к человеку и самым правильным в славянской традиции считается возможность «умереть в кругу родных», а точнее, «умереть на руках родных», то есть в позе, когда голова умирающего лежит на коленях самого близкого из оставшихся старших родственников (обычно матери, жены/мужа, старшего сына/дочери) и за руку его держит кто-либо из младших членов семьи, им в момент ухода магическим путем передаются ум, знания и умения любого уходящего (а не только вредоносные знания от колдунов). В такие моменты, при отчаянно сильном желании родственников не расставаться с уходящим, а уходящего с ними, возможен переход жизненной энергии от живых к умирающему и его поправка - воскрешение жизненного Огня в теле. Если же человек согласен с тем, что ему пришла пора уходить, то ему подают небольшую ёмкость с водой, которую он ставит у себя в головах (у изголовья). Это тот самый пресловутый «стакан воды», который бывает «некому подать» и предназначен он не для питья, а для омовения вышедшей из тела человека «новорождённой» Души. После момента кончины закрывают тканью блестящие, отражающие поверхности (чтобы Душа не заблудилась в Иномирье зеркал), на улицу через окно вывешивают белый рушник - указатель правильной дороги вышедшей Душе. Стакан с водой и рушник остаются в помещении в течение 40 дней, а потом вода (если не испарилась) выливается «птичкам» - на землю под угол дома, в том месте, где расположен Красный угол или в другом чистом месте, рушник жертвуется нищим (не обязательно в руки, можно оставить на дереве, на ступенях подвала у мест их обитания) или стирается и используется в поминальные дни.
4) Ритуалы после ухода человека из жизни. Все время от кончины до погребения (обычно трое суток) желательны радения, если нет возможности, то хотя бы в ночь перед погребением - то есть сбор всех желающих помочь покойному с помощью выбранной Стихии достичь обители Богов. На радении вспоминают выдающиеся случаи из жизни усопшего, в том числе и смешные, молодежь может затеять игрища, пожилые радеют более спокойно, проводят магические манипуляции с выбранной покойным Стихией, просят Её помочь новичку в Ином Мире. «Высшим классом» поминовения деяний покойного является исполнение причетов (причитаний, плачей, голошений), конечно, если покойный не отменил их своей волей (пример поминального плача см. ниже, в следующем пункте). Необходимо отметить, что древнерусские причитания - это не бессмысленные всхлипы и рыдания, но исполненная особым, эмоциональным способом речь, художественно оформленный рассказ о деяниях покойного и реакции окружающих на его кончину. Причитания исполнялись и могут исполняться не только женщинами, но и мужчинами (об этом -ниже). Если вы по какой-либо причине не можете ничего сказать от себя, то на радениях можно взять и тихо читать вслух любимую книгу умершего, или написанную им самим, или любой фольклорный сборник с произведениями любого жанра - былины, обрядовые, игровые, лирические песни, даже частушки, лучше то, что любил умерший. Тут главное не жанр, а энергия, выраженная в народном творчестве и ваше участие в устроении её выхода. Все это направлено на обеспечение максимального комфорта Душе умершего, которая до 40 дней остается рядом с нами.
Похороны совершаются по заранее обговоренному сценарию. Если умерший не оставил на этот счёт распоряжений - так, как родные и близкие считают нужным. Если человек с языческим мировоззрением по воле большинства родных (или финансовых возможностей меньшинства) будет похоронен по обрядам других вероисповеданий, нужно понимать, что это, хотя и не совсем правильно, но право большинства. Важно чтобы у усопшего нашелся хотя бы один единоверец, который сможет правильно порадеть о нем. После посещений кладбищ или иных мест захоронений, поминок (в том числе и «Поман») следует трижды омыть руки и лицо. При отсутствии воды очищение можно сделать землёй вне кладбища или с помощью большого, зеленого дерева, лучше дуба или кизила (возможно елью, цветком герань, девясилом), растение обнимают и проговаривают: «Как это дерево здорово, так и мы здоровы».
Поминки по усопшему совершаются по обычной схеме на 3, 9 (иногда на 12 и 20) и 40-й день после смерти традиционным посещением места погребения (реального и символического) с ритуалами, соответствующими Стихиям усопшего (людям Огня зажигают свечи, палят костры; Воды - окропляют его могилу и, например, строение которое соорудил умерший; Земли - сажают деревья, цветы, сооружают насыпь, Ветра - играют на духовых инструментах, машут лентами, стягами и т. п.). В этом пункте также уместны причитания.
Просьбы приснившегося покойного выполняются, какими бы они странными не были. Но «с умом»: если покойный просит невыполнимого, например, «зовет к себе», а вам «ещерано», то совершаются действия «контакта» с приходом на кладбище, устроением «внеплановых» поминок на которых перечисляются дела, которые обязательно нужно доделать живым, например, доучить детей, устроить их брак, дождаться внуков, вырастить их, выучить, устроить их брак, и т. д. - цепочка дел должна быть максимально длинной, но реальной и в завершении добавить «вот тогда обязательно встретимся, ты подожди». После, на ежегодных поминках следует перечислять покойному «выполненные дела» и каждый раз заново оглашать «список оставшихся дел». Проще, если покойный просит какие-либо предметы, их просто неглубоко прикапывают в месте погребения. Если плохие сны слишком часты, то утром на рассвете нужно встать к окну, смотреть далеко вдаль со словами: «Куда ночь - туда сон! Куда ночь - туда сон!», а чтобы сон не сбылся, его нужно рассказать трём людям. Рассказывание и толкование снов в народной культуре имеют ритуальную приуроченность, это дни поминовений и утро дня свадьбы.
Умение «выводить на позитив» любые контакты с умершей родней являются залогом защиты вас вашими Предками от зла Иного Мира и вашего нескорого и легкого «ухода».
Покойных достаточно пышно поминают через год, три, пять, семь, девять и двенадцать лет. После 7, 9 или 12 лет (по обстоятельствам) покойные переходят в разряд Дедов, Предков и поминаются в общие помины на Зеленых Святках весной и в осенние Деды. Интенсивность ритуальных поминальных причетов с течением времени снижает «накал».
Luna Eclipse- Главный модератор
Re: ВЫБОР ПОСЛЕДНЕГО ПУТИ
Кладезь мудрости! Мало об этом говорят, и сплошь и рядом хоронят как попало.
Чеширский Кот- Пользователь
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Пн Апр 22, 2024 4:47 am автор Boudikka Icena
» ШКОЛА - СОЗДАНИЕ ПОМОЩНИКОВ и ПОДСЕЛЕНИЕ ИХ В ПРЕДМЕТЫ СИЛЫ
Пн Апр 22, 2024 4:09 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Вебинар "МАГИЯ КЛЮЧЕЙ"
Вт Янв 30, 2024 12:35 pm автор Borisovka68
» Диагностика отношений в паре и межличностных конфликтов в социуме
Чт Янв 25, 2024 1:42 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» НОВЫЙ КУРС ритуалы на таро Черный Гримуар
Вт Янв 23, 2024 12:45 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Набор в школу ТАРО ТЕНЕЙ
Сб Янв 20, 2024 1:46 pm автор Boudikka Icena
» БЕСПЛАТНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС "ЙОЛЬ"
Вт Дек 19, 2023 9:45 am автор Vega
» Бесплатный мастер - класс МАГИЯ БОЛИ
Вс Дек 17, 2023 12:54 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» вебинары-тренинги ДИАГНОСТИКА и МАГ РАБОТА по ФОТО
Чт Ноя 09, 2023 11:56 pm автор † Л€ДИ Addam$ †
» Грамотный став "Защитник дома"
Чт Ноя 09, 2023 4:20 pm автор † Л€ДИ Addam$ †
» Опрос для матерей
Пт Окт 27, 2023 4:28 pm автор zarinalina
» Почему похудела?
Ср Окт 25, 2023 12:14 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» НАБОР НА ОСЕННИЙ ТУРНИР ЭКСТРАСЕНСОВ ФОРУМА ТАИНСТВО МАГИИ
Вт Окт 10, 2023 4:28 pm автор НОВОСТИ ФОРУМА
» Действенные заговоры для избавления от бородавок и папиллом
Чт Сен 21, 2023 8:15 pm автор Мелика
» МАСТЕР-КЛАСС "РАБОТА С ЗАГОВОРАМИ"
Пт Сен 15, 2023 1:23 pm автор Luna Eclipse
» ПРИГЛАШАЮ НА КУРС "Очистительная работа с помощью обережной куклы"
Пн Сен 11, 2023 2:30 pm автор Аглая7
» Работа с Псалмами ( материал взят из книг сестер Соболь)
Пн Май 08, 2023 8:31 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Богиня Баба Йога (Баба Яга)
Вс Апр 30, 2023 6:50 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Двоедушник — в славянской мифологии
Вс Апр 30, 2023 6:22 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Спиральная динамика для жизни и бизнеса Грейвза
Вт Фев 28, 2023 7:12 pm автор † Л€ДИ Addam$ †
» Успокаивающая Музыка.Сергей Грищук
Вс Фев 26, 2023 7:19 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» КУРС ТАРО ДЕКАМЕРОН
Пт Фев 17, 2023 3:15 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» 2 декабря - Обережье.
Сб Фев 04, 2023 1:57 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Школа ТАРО ГНОМОВ в бизнес-консультировании
Вт Янв 10, 2023 9:54 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Игра в эзотерические слова
Чт Янв 05, 2023 8:07 am автор † Л€ДИ Addam$ †