ШАМАНИЗМ У МО-СО
Страница 1 из 1 • Поделиться
ШАМАНИЗМ У МО-СО
ШАМАНИЗМ У МО-СО
Концепции, близкие Тибетской Книге Мертвых, встречаются у мо-со или на-кхи, на- родов, принадлежащих к тибето-бирманской семье и с начала христианской эры живущих на юго-западе Китая, преимущественно в провинции Юньнань. Согласно Року, самому но- вому и самому информированному в этом материале авторитету, религия на-кхи является чистым шаманизмом бон. Этот факт вовсе не исключает культа Всевышнего небесного Существа, Мё, структурно очень близкого китайскому богу Ти’ену. Периодическое жерт- воприношение для Неба является древнейшей церемонией на-кхи; есть основания считать, что ее практиковали уже во времена, когда на-кхи кочевали по травянистым равнинам севе- ро-восточного Тибета. При этом после молитв к Небу читаются молитвы к Земле и мож- жевельнику — Мировому Древу, поддерживающему Вселенную и возносящемуся в «Центре Мира». Как видим, на-кхи сохраняют суть веры скотоводов-пастухов Центральной Азии: культ Неба, концепцию трех космических сфер, миф о Древе Мира, которое, произрастая в Середине Вселенной, поддерживает ее тысячью своих ветвей.
После смерти душа должна взойти на Небо. Но нужно считаться с демонами, вынуж- дающими ее спуститься в Ад. Количество, сила и значение демонов и придали религии мо-со аспект, столь близкий шаманизму бон. Дто-мба Ши-ло, основатель шаманизма на-кхи, во- шел в миф и культ как победитель демонов. Независимо от его «исторической» личности, биография полностью мифическая: он рождается из левого бока матери, как и все герои и святые, сразу возносится на Небо (как Будда) и разгоняет демонов. Боги дали ему способность изгонять демонов и «сопровождать души умерших в царство богов». Он яв- ляется одновременно проводником душ и Спасителем. Как и в других традициях Централь- ной Азии, боги прислали этого Первого Шамана, чтобы он защищал людей от демонов. Сло- во дто-мба — тибетского происхождения и эквивалент тибетского стон-па («учитель, осно- ватель или проповедник определенной доктрины») — явно показывает, что речь идет о ново- введении: «шаманизм» является более поздним явлением, чем организация религии на-кхи. Необходимость в нем возникла в связи с ужасающим размножением «демонов», а по ряду причин мы склоняемся к убеждению, что эта демонология развилась под влиянием китай- ских религиозных идей.
Мифическая биография Дто-мба Ши-ло включает схему шаманского посвящения, не свободную, однако, от искажений. Демоны, числом , пораженные необычайным разумом новорожденного ребенка, хватают его и относят в «место, где пересекаются тысяча дорог» (т.е. в «Центр Мира»); там они его варят в котле в течение трех дней и трех ночей; но когда демоны поднимают крышку, то видят ребенка Дто-мбу Ши-ло без изменений. Это напо-
минает «инициационные сны» сибирских шаманов, в которых демоны три дня варят тело бу- дущего шамана. Но поскольку в данном случае речь идет об Учителе-заклинателе, могуще- ственнейшем истребителе демонов, то роль, которую играют эти демоны в посвящении, за- камуфлирована: инициационное испытание становится покушением на убийство.
Дто-мба Ши-ло «проторяет дорогу для души умершего». Погребальная церемония называется жи мя, буквально «дорога-стремление», а многие тексты, читающиеся над по- койником, представляют собой аналог «Тибетской Книги Мертвых». В день похорон по- мощники разворачивают полотно, на котором изображены различные адские страны; через них должен пройти умерший, прежде чем он достигнет царства богов. Это карта сложно- го и опасного пути, по которому умершего будет сопровождать шаман (дто-мба). Преис- подняя состоит из девяти оград, которых путешественники достигают после перехода через мост. Нисхождение опасно, поскольку демоны блокируют мост; дто-мба должен именно
«проторить путь». Не переставая призывать Первого Шамана, Дто-мбу Ши-ло, ему удает- ся проводить умершего от ограды к ограде, через последовательные круги вплоть до девято- го, последнего. После этого нисхождения к демонам умерший поднимается на семь Золотых Гор, доходит до Дерева, на верхушке которого находится «лекарство бесмертия», и, наконец, достигает царства богов.
Как представителю Первого Шамана, Дто-мба Ши-ло, дто-мба удается «проторить дорогу» умершему и провести его через круги Ада, где в противном случае ему бы угрожала опасность быть съеденным демонами. Дто-мба провожает умершего символически, читая ему ритуальные тексты, но в то же время остается с ним «в виде духа». Он предостерегает его от всяких опасностей: «О умерший, когда ты возжелаешь пройти через мост и по дороге, ты обнаружишь, что их закрыл Ля-Ч’у. Твоя душа будет неспособна достигнуть царства бо-
гов...». И он сразу рассказывает ему способ выхода из этой ситуации: семья должна принести демонам жертву, поскольку это грехи умершего заграждают ему дорогу, и семья должна искупить его грехи жертвами.
Эти несколько замечаний дают представление о функции шаманизма в религии на- кхи: шаман выслан богами для защиты людей от демонов; эта защита еще более необходима после смерти, т.к. люди являются великими грешниками, что делает их добычей для демо- нов. Но боги, смилостивившись над людьми, выслали Первого Шамана, чтобы он показал дорогу к божественной обители. Как и у тибетцев, связь между Землей, Преисподней и Не- бом осуществляется через вертикальную ось, Axis mundi. Посмертное нисхождение в Ад, с переходом через мост и лабиринтным проникновением сквозь девять оград (кругов), также сохраняет схему посвящения: никто не может достигнуть Неба без предварительного нисхо- ждения в Преисподнюю. Шаман играет роль как проводника душ, так и наставника посмерт- ного посвящения. По всей вероятности, ситуация шамана в религии на-кхи представляет древний этап, через который должны были также пройти другие религии Центральной Азии; в сибирских мифах о Первом Шамане мы встречаем мотивы, не лишенные связи с мифиче- ской биографией Дто-мбы Ши-ло.
Концепции, близкие Тибетской Книге Мертвых, встречаются у мо-со или на-кхи, на- родов, принадлежащих к тибето-бирманской семье и с начала христианской эры живущих на юго-западе Китая, преимущественно в провинции Юньнань. Согласно Року, самому но- вому и самому информированному в этом материале авторитету, религия на-кхи является чистым шаманизмом бон. Этот факт вовсе не исключает культа Всевышнего небесного Существа, Мё, структурно очень близкого китайскому богу Ти’ену. Периодическое жерт- воприношение для Неба является древнейшей церемонией на-кхи; есть основания считать, что ее практиковали уже во времена, когда на-кхи кочевали по травянистым равнинам севе- ро-восточного Тибета. При этом после молитв к Небу читаются молитвы к Земле и мож- жевельнику — Мировому Древу, поддерживающему Вселенную и возносящемуся в «Центре Мира». Как видим, на-кхи сохраняют суть веры скотоводов-пастухов Центральной Азии: культ Неба, концепцию трех космических сфер, миф о Древе Мира, которое, произрастая в Середине Вселенной, поддерживает ее тысячью своих ветвей.
После смерти душа должна взойти на Небо. Но нужно считаться с демонами, вынуж- дающими ее спуститься в Ад. Количество, сила и значение демонов и придали религии мо-со аспект, столь близкий шаманизму бон. Дто-мба Ши-ло, основатель шаманизма на-кхи, во- шел в миф и культ как победитель демонов. Независимо от его «исторической» личности, биография полностью мифическая: он рождается из левого бока матери, как и все герои и святые, сразу возносится на Небо (как Будда) и разгоняет демонов. Боги дали ему способность изгонять демонов и «сопровождать души умерших в царство богов». Он яв- ляется одновременно проводником душ и Спасителем. Как и в других традициях Централь- ной Азии, боги прислали этого Первого Шамана, чтобы он защищал людей от демонов. Сло- во дто-мба — тибетского происхождения и эквивалент тибетского стон-па («учитель, осно- ватель или проповедник определенной доктрины») — явно показывает, что речь идет о ново- введении: «шаманизм» является более поздним явлением, чем организация религии на-кхи. Необходимость в нем возникла в связи с ужасающим размножением «демонов», а по ряду причин мы склоняемся к убеждению, что эта демонология развилась под влиянием китай- ских религиозных идей.
Мифическая биография Дто-мба Ши-ло включает схему шаманского посвящения, не свободную, однако, от искажений. Демоны, числом , пораженные необычайным разумом новорожденного ребенка, хватают его и относят в «место, где пересекаются тысяча дорог» (т.е. в «Центр Мира»); там они его варят в котле в течение трех дней и трех ночей; но когда демоны поднимают крышку, то видят ребенка Дто-мбу Ши-ло без изменений. Это напо-
минает «инициационные сны» сибирских шаманов, в которых демоны три дня варят тело бу- дущего шамана. Но поскольку в данном случае речь идет об Учителе-заклинателе, могуще- ственнейшем истребителе демонов, то роль, которую играют эти демоны в посвящении, за- камуфлирована: инициационное испытание становится покушением на убийство.
Дто-мба Ши-ло «проторяет дорогу для души умершего». Погребальная церемония называется жи мя, буквально «дорога-стремление», а многие тексты, читающиеся над по- койником, представляют собой аналог «Тибетской Книги Мертвых». В день похорон по- мощники разворачивают полотно, на котором изображены различные адские страны; через них должен пройти умерший, прежде чем он достигнет царства богов. Это карта сложно- го и опасного пути, по которому умершего будет сопровождать шаман (дто-мба). Преис- подняя состоит из девяти оград, которых путешественники достигают после перехода через мост. Нисхождение опасно, поскольку демоны блокируют мост; дто-мба должен именно
«проторить путь». Не переставая призывать Первого Шамана, Дто-мбу Ши-ло, ему удает- ся проводить умершего от ограды к ограде, через последовательные круги вплоть до девято- го, последнего. После этого нисхождения к демонам умерший поднимается на семь Золотых Гор, доходит до Дерева, на верхушке которого находится «лекарство бесмертия», и, наконец, достигает царства богов.
Как представителю Первого Шамана, Дто-мба Ши-ло, дто-мба удается «проторить дорогу» умершему и провести его через круги Ада, где в противном случае ему бы угрожала опасность быть съеденным демонами. Дто-мба провожает умершего символически, читая ему ритуальные тексты, но в то же время остается с ним «в виде духа». Он предостерегает его от всяких опасностей: «О умерший, когда ты возжелаешь пройти через мост и по дороге, ты обнаружишь, что их закрыл Ля-Ч’у. Твоя душа будет неспособна достигнуть царства бо-
гов...». И он сразу рассказывает ему способ выхода из этой ситуации: семья должна принести демонам жертву, поскольку это грехи умершего заграждают ему дорогу, и семья должна искупить его грехи жертвами.
Эти несколько замечаний дают представление о функции шаманизма в религии на- кхи: шаман выслан богами для защиты людей от демонов; эта защита еще более необходима после смерти, т.к. люди являются великими грешниками, что делает их добычей для демо- нов. Но боги, смилостивившись над людьми, выслали Первого Шамана, чтобы он показал дорогу к божественной обители. Как и у тибетцев, связь между Землей, Преисподней и Не- бом осуществляется через вертикальную ось, Axis mundi. Посмертное нисхождение в Ад, с переходом через мост и лабиринтным проникновением сквозь девять оград (кругов), также сохраняет схему посвящения: никто не может достигнуть Неба без предварительного нисхо- ждения в Преисподнюю. Шаман играет роль как проводника душ, так и наставника посмерт- ного посвящения. По всей вероятности, ситуация шамана в религии на-кхи представляет древний этап, через который должны были также пройти другие религии Центральной Азии; в сибирских мифах о Первом Шамане мы встречаем мотивы, не лишенные связи с мифиче- ской биографией Дто-мбы Ши-ло.
Luna Eclipse- Главный модератор
Похожие темы
» ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ
» ШАМАНИЗМ И КОСМОЛОГИЯ
» СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИЙ ШАМАНИЗМ
» МАЛАЙСКИЙ ШАМАНИЗМ
» ЮКАГИРСКИЙ ШАМАНИЗМ
» ШАМАНИЗМ И КОСМОЛОГИЯ
» СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИЙ ШАМАНИЗМ
» МАЛАЙСКИЙ ШАМАНИЗМ
» ЮКАГИРСКИЙ ШАМАНИЗМ
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Пн Апр 22, 2024 4:47 am автор Boudikka Icena
» ШКОЛА - СОЗДАНИЕ ПОМОЩНИКОВ и ПОДСЕЛЕНИЕ ИХ В ПРЕДМЕТЫ СИЛЫ
Пн Апр 22, 2024 4:09 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Вебинар "МАГИЯ КЛЮЧЕЙ"
Вт Янв 30, 2024 12:35 pm автор Borisovka68
» Диагностика отношений в паре и межличностных конфликтов в социуме
Чт Янв 25, 2024 1:42 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» НОВЫЙ КУРС ритуалы на таро Черный Гримуар
Вт Янв 23, 2024 12:45 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Набор в школу ТАРО ТЕНЕЙ
Сб Янв 20, 2024 1:46 pm автор Boudikka Icena
» БЕСПЛАТНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС "ЙОЛЬ"
Вт Дек 19, 2023 9:45 am автор Vega
» Бесплатный мастер - класс МАГИЯ БОЛИ
Вс Дек 17, 2023 12:54 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» вебинары-тренинги ДИАГНОСТИКА и МАГ РАБОТА по ФОТО
Чт Ноя 09, 2023 11:56 pm автор † Л€ДИ Addam$ †
» Грамотный став "Защитник дома"
Чт Ноя 09, 2023 4:20 pm автор † Л€ДИ Addam$ †
» Опрос для матерей
Пт Окт 27, 2023 4:28 pm автор zarinalina
» Почему похудела?
Ср Окт 25, 2023 12:14 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» НАБОР НА ОСЕННИЙ ТУРНИР ЭКСТРАСЕНСОВ ФОРУМА ТАИНСТВО МАГИИ
Вт Окт 10, 2023 4:28 pm автор НОВОСТИ ФОРУМА
» Действенные заговоры для избавления от бородавок и папиллом
Чт Сен 21, 2023 8:15 pm автор Мелика
» МАСТЕР-КЛАСС "РАБОТА С ЗАГОВОРАМИ"
Пт Сен 15, 2023 1:23 pm автор Luna Eclipse
» ПРИГЛАШАЮ НА КУРС "Очистительная работа с помощью обережной куклы"
Пн Сен 11, 2023 2:30 pm автор Аглая7
» Работа с Псалмами ( материал взят из книг сестер Соболь)
Пн Май 08, 2023 8:31 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Богиня Баба Йога (Баба Яга)
Вс Апр 30, 2023 6:50 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Двоедушник — в славянской мифологии
Вс Апр 30, 2023 6:22 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Спиральная динамика для жизни и бизнеса Грейвза
Вт Фев 28, 2023 7:12 pm автор † Л€ДИ Addam$ †
» Успокаивающая Музыка.Сергей Грищук
Вс Фев 26, 2023 7:19 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» КУРС ТАРО ДЕКАМЕРОН
Пт Фев 17, 2023 3:15 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» 2 декабря - Обережье.
Сб Фев 04, 2023 1:57 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Школа ТАРО ГНОМОВ в бизнес-консультировании
Вт Янв 10, 2023 9:54 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Игра в эзотерические слова
Чт Янв 05, 2023 8:07 am автор † Л€ДИ Addam$ †