ШАМАНИЗМ НА БОРНЕО И СУЛАВЕСИ
Страница 1 из 1 • Поделиться
ШАМАНИЗМ НА БОРНЕО И СУЛАВЕСИ
ШАМАНИЗМ НА БОРНЕО И СУЛАВЕСИ
У дусунов Северного Борнео, принадлежащих к протомалайской расе и представ- ляющих коренных жителей острова, принципиальную роль играют жрицы. Их посвящение длится три месяца. Во время церемоний они пользуются тайным языком. При этом они наде- вают специальный наряд: тело прикрывают синим полотном, а на голову надевают конусо- образную шляпу с петушиными перьями и ракушками. Сеанс заключается в танцах и пении, тогда как мужчины ограничиваются музыкальным аккомпанементом. Но их специфическая техника является гадательной и относится скорее к малой магии, чем к собственно шаманиз- му; жрица держит на пальце бамбуковый стебель в состоянии равновесия и загадывает: если
такой-то является преступником, стебель должен сделать то или иное движение и т.п. У даяков внутренней части острова маги-целители бывают двух типов: дая берури — обычно мужчины, занимающиеся лечением, и барих — набранные, как правило, из женщин, — спе- циалисты по «лечению» посевов риса. Болезнь объясняется присутствием в теле злого духа или уходом души. Шаманы обоих классов обладают экстатической способностью видения души человека или души посева — даже если они бежали очень далеко. Тогда они гонятся за беглыми душами, ловят их (в облике волоса) и воссоединяют с телом (или с посевом). Если болезнь вызвана злым духом, сеанс сводится к церемонии его изгнания.
Шаман у приморских даяков называется мананг. Он занимает высокое общественное положение — непосредственно после вождя. Обычно профессия мананга наследственная, но различаются два класса: тех, которые имели откровение в форме снов и получили таким об- разом покровительство одного или нескольких духов, и тех, кто стал манангом по собствен- ной воле и поэтому не имеет дружественных духов. В любом случае квалификацию мананг получают только путем посвящения уполномоченными на это наставниками. Среди манан- гов известны мужчины, женщины и бесполые мужчины (импотенты); вскоре мы увидим ри- туальное значение последних.
Мананг владеет шкатулкой с множеством магических предметов, среди которых важ- нейшими являются кристаллы кварца, бата илау («светлый камень»), с помощью которых шаман находит душу больного. Здесь тоже болезнь вызывается бегством души, а сеанс про- водится с целью ее отыскания и возвращения в тело больного. Сеанс происходит ночью. Те- ло больного натирается камнями, затем собравшиеся начинают петь монотонные песни, то- гда как мананг-вождь танцует до изнеможения: он ищет и призывает таким образом душу больного. Если болезнь тяжелая, душа несколько раз ускользает из рук мананга. После того как вождь-мананг падает на землю, зрители набрасывают на него покрывало и ждут резуль- тата его экстатического путешествия, поскольку в экстазе шаман нисходит в Ад, чтобы ис-
кать душу больного. Наконец, он хватает ее и сразу поднимает, держа ее в руке, и вкладывает через голову обратно в тело пациента. Сеанс называется бельян, и Пэрхэм (Perham) насчитывает четырнадцать его видов по признаку технической трудности. Лечение заканчивается принесением в жертву курицы. Бельян морских даяков в своей современ- ной форме кажется довольно сложным и неоднородным магико-религиозным явлением. По- священие мананга (натирание магическими камнями, ритуал вознесения и т.п.) и определен- ные элементы лечения (значение кристаллов кварца, натирание камнями) указывают на весьма древнюю шаманскую технику. Но в псевдотрансе (который шаман старается утаить под покрывалом) видны различные проявления индо-малайского влияния. Когда-то все ма- нанги после посвящения надевали женский наряд, который они сохраняли до конца жизни. Сегодня этот обычай стал редкостным. Тем не менее особый класс манангов, мананг бали, в некоторых приморских племенах (неизвестен у горных даяков), носят женский наряд и вы- полняют ту же работу, что и женщины. Иногда они берут себе «мужа», несмотря на шутки деревни. Трансвестия, со всеми изменениями, которые она предполагает, принимается вследствие приказа свыше, трижды полученного в снах: отказ был бы обречением себя на смерть. Этот ансамбль элементов явно обнаруживает черты женской магии и матриар-
хальной идеологии, которые когда-то должны были господствовать в даякском шаманизме: почти все духи вызываются манангами по имени Ини, «Великой Матери». Тем не менее тот факт, что мананги бали неизвестны в глубине острова, доказывает, что весь этот ком- плекс (трансвестицизм, половое бессилие, матриархат) пришел извне, хотя и очень давно.
У нгаджу-даяков Южного Борнео посредниками между людьми и богами (особенно Сангиангами) являются бальяны и басиры, жрицы-шаманки и бесполые жрецы-шаманы (тер- мин басир означает «неспособный к оплодотворению, импотент»). Последние являются на- стоящими гермафродитами, одеваются и ведут себя в точности, как женщины. Бальяны, как и басиры, «избираются» Сангиангом, а без его призвания нельзя быть его слугой, даже если прибегать к обычным техникам экстаза — танцу и бубну. Нгаджу-даяки в этом отноше- нии бескомпромиссны: экстаз невозможен, если шаман не чувствует себя призванным. Что же касается бисексуальности и импотенции басиров, то они объясняются тем, что басиры считаются посредниками между двумя космологическими уровнями — Землей и Небом, — а также тем, что они соединяют в одном лице элемент женский (Земля) и элемент мужской (Небо). Речь идет о ритуальной андрогинии — хорошо известной архаической форме бо- жественного двуединства и совпадения противоположностей. Как гермафродитизм баси- ров, так и проституция бальянов основаны на священной ценности «посредника», на потреб- ности устранить полярность.
Боги (Сангианг) воплощаются в бальянов и басиров и говорят непосредственно через них. Но это явление воплощения не является «одержимостью». Души предков или умершие никогда не овладевают бальянами или басирами; они являются только инструментами выражения богов. Умершие используют другой класс магов, туканг тавур. Экстаз бальянов и басиров вызывается Сангиангом или вследствие мистических путешествий на Небо, кото- рые они предпринимают, чтобы посетить «селения богов».
Запомним некоторые особенности: религиозное призвание, решение о котором при- нимается исключительно богами сверху; сакральный характер сексуального поведения (им- потенция, проституция); незначительная роль техники экстаза (танец, музыка и т.п.); транс, вызванный воплощением Сангианга, или мистическое путешествие на Небо; отсутствие свя- зи с духами умерших, а поэтому и отсутствие «одержимости». Все эти черты подчеркивают архаизм подобного религиозного явления. Хотя космология и религия нгаджу-даяков, веро- ятно, подверглись азиатскому влиянию, мы вправе предположить, что бальяны и басиры представляют форму древнего и автохтонного (местного) шаманизма.
Басиры нгаджу-даяков имеют свое соответствие в баясах (баяса = «обманщик») то- раджей. Это преимущественно женщины, а присущая им техника состоит в экстатических путешествиях на Небо и в Преисподнюю, которые баясы могут осуществлять в духе или во плоти. Важной церемонией является момпарилангка («восседание на почетном месте»), для- щаяся три ночи подряд: две ночи баяса сопровождает на Небо души девушек и женщин, что- бы очистить их, а в третью — сопровождает их обратно на Землю и соединяет с их телами. Баясы должны также искать заблудшие души больных; с помощью духа вураке (принадле- жащего к классу духов атмосферы) баяса входит по радуге в сам дом Пуэ ди Сонге и приво- дит оттуда душу больного. Она также отыскивает и снова воплощает «душу риса», если эта душа оставила посевы и они вянут и могут погибнуть. Но экстатические способности баясов не ограничиваются небесными и горизонтальными путешествиями; во время большого по-
гребального праздника момпемате они сопровождают души на тот свет.
Согласно R.E.Downs, «Литания описывала, как умершие пробуждались ото сна, как они одевались, и их вели через Ад к дереву динанг, и они взбирались на него, достигали Зем- ли, по которой затем направлялись в Мори (на восток от [страны] тораджей), чтобы в итоге попасть в храм или церемониальный дом. Там их принимали родственники, которые вместе с остальными участниками развлекали их песнями и танцами... На следующий день шаманы сопровождали ангга (т.е. души) к месту их последнего почивания».
На основании этих нескольких указаний мы видим, что баясы Сулавеси являются специалистками большой душевной драмы: очистительницы, целительницы или проводницы душ, они вмешиваются только тогда, когда речь идет именно о состоянии человеческой ду- ши. Заслуживает внимания то, что чаще всего они устанавливают связь с Небом или небес- ными духами. Символизм магического полета или восхождения по радуге, доминирующий в австралийском шаманизме, является архаическим. Впрочем, тораджи знают также миф о лиане, некогда соединявшей Землю с Небом, и помнят о райских временах, когда люди без труда общались с богами.
У дусунов Северного Борнео, принадлежащих к протомалайской расе и представ- ляющих коренных жителей острова, принципиальную роль играют жрицы. Их посвящение длится три месяца. Во время церемоний они пользуются тайным языком. При этом они наде- вают специальный наряд: тело прикрывают синим полотном, а на голову надевают конусо- образную шляпу с петушиными перьями и ракушками. Сеанс заключается в танцах и пении, тогда как мужчины ограничиваются музыкальным аккомпанементом. Но их специфическая техника является гадательной и относится скорее к малой магии, чем к собственно шаманиз- му; жрица держит на пальце бамбуковый стебель в состоянии равновесия и загадывает: если
такой-то является преступником, стебель должен сделать то или иное движение и т.п. У даяков внутренней части острова маги-целители бывают двух типов: дая берури — обычно мужчины, занимающиеся лечением, и барих — набранные, как правило, из женщин, — спе- циалисты по «лечению» посевов риса. Болезнь объясняется присутствием в теле злого духа или уходом души. Шаманы обоих классов обладают экстатической способностью видения души человека или души посева — даже если они бежали очень далеко. Тогда они гонятся за беглыми душами, ловят их (в облике волоса) и воссоединяют с телом (или с посевом). Если болезнь вызвана злым духом, сеанс сводится к церемонии его изгнания.
Шаман у приморских даяков называется мананг. Он занимает высокое общественное положение — непосредственно после вождя. Обычно профессия мананга наследственная, но различаются два класса: тех, которые имели откровение в форме снов и получили таким об- разом покровительство одного или нескольких духов, и тех, кто стал манангом по собствен- ной воле и поэтому не имеет дружественных духов. В любом случае квалификацию мананг получают только путем посвящения уполномоченными на это наставниками. Среди манан- гов известны мужчины, женщины и бесполые мужчины (импотенты); вскоре мы увидим ри- туальное значение последних.
Мананг владеет шкатулкой с множеством магических предметов, среди которых важ- нейшими являются кристаллы кварца, бата илау («светлый камень»), с помощью которых шаман находит душу больного. Здесь тоже болезнь вызывается бегством души, а сеанс про- водится с целью ее отыскания и возвращения в тело больного. Сеанс происходит ночью. Те- ло больного натирается камнями, затем собравшиеся начинают петь монотонные песни, то- гда как мананг-вождь танцует до изнеможения: он ищет и призывает таким образом душу больного. Если болезнь тяжелая, душа несколько раз ускользает из рук мананга. После того как вождь-мананг падает на землю, зрители набрасывают на него покрывало и ждут резуль- тата его экстатического путешествия, поскольку в экстазе шаман нисходит в Ад, чтобы ис-
кать душу больного. Наконец, он хватает ее и сразу поднимает, держа ее в руке, и вкладывает через голову обратно в тело пациента. Сеанс называется бельян, и Пэрхэм (Perham) насчитывает четырнадцать его видов по признаку технической трудности. Лечение заканчивается принесением в жертву курицы. Бельян морских даяков в своей современ- ной форме кажется довольно сложным и неоднородным магико-религиозным явлением. По- священие мананга (натирание магическими камнями, ритуал вознесения и т.п.) и определен- ные элементы лечения (значение кристаллов кварца, натирание камнями) указывают на весьма древнюю шаманскую технику. Но в псевдотрансе (который шаман старается утаить под покрывалом) видны различные проявления индо-малайского влияния. Когда-то все ма- нанги после посвящения надевали женский наряд, который они сохраняли до конца жизни. Сегодня этот обычай стал редкостным. Тем не менее особый класс манангов, мананг бали, в некоторых приморских племенах (неизвестен у горных даяков), носят женский наряд и вы- полняют ту же работу, что и женщины. Иногда они берут себе «мужа», несмотря на шутки деревни. Трансвестия, со всеми изменениями, которые она предполагает, принимается вследствие приказа свыше, трижды полученного в снах: отказ был бы обречением себя на смерть. Этот ансамбль элементов явно обнаруживает черты женской магии и матриар-
хальной идеологии, которые когда-то должны были господствовать в даякском шаманизме: почти все духи вызываются манангами по имени Ини, «Великой Матери». Тем не менее тот факт, что мананги бали неизвестны в глубине острова, доказывает, что весь этот ком- плекс (трансвестицизм, половое бессилие, матриархат) пришел извне, хотя и очень давно.
У нгаджу-даяков Южного Борнео посредниками между людьми и богами (особенно Сангиангами) являются бальяны и басиры, жрицы-шаманки и бесполые жрецы-шаманы (тер- мин басир означает «неспособный к оплодотворению, импотент»). Последние являются на- стоящими гермафродитами, одеваются и ведут себя в точности, как женщины. Бальяны, как и басиры, «избираются» Сангиангом, а без его призвания нельзя быть его слугой, даже если прибегать к обычным техникам экстаза — танцу и бубну. Нгаджу-даяки в этом отноше- нии бескомпромиссны: экстаз невозможен, если шаман не чувствует себя призванным. Что же касается бисексуальности и импотенции басиров, то они объясняются тем, что басиры считаются посредниками между двумя космологическими уровнями — Землей и Небом, — а также тем, что они соединяют в одном лице элемент женский (Земля) и элемент мужской (Небо). Речь идет о ритуальной андрогинии — хорошо известной архаической форме бо- жественного двуединства и совпадения противоположностей. Как гермафродитизм баси- ров, так и проституция бальянов основаны на священной ценности «посредника», на потреб- ности устранить полярность.
Боги (Сангианг) воплощаются в бальянов и басиров и говорят непосредственно через них. Но это явление воплощения не является «одержимостью». Души предков или умершие никогда не овладевают бальянами или басирами; они являются только инструментами выражения богов. Умершие используют другой класс магов, туканг тавур. Экстаз бальянов и басиров вызывается Сангиангом или вследствие мистических путешествий на Небо, кото- рые они предпринимают, чтобы посетить «селения богов».
Запомним некоторые особенности: религиозное призвание, решение о котором при- нимается исключительно богами сверху; сакральный характер сексуального поведения (им- потенция, проституция); незначительная роль техники экстаза (танец, музыка и т.п.); транс, вызванный воплощением Сангианга, или мистическое путешествие на Небо; отсутствие свя- зи с духами умерших, а поэтому и отсутствие «одержимости». Все эти черты подчеркивают архаизм подобного религиозного явления. Хотя космология и религия нгаджу-даяков, веро- ятно, подверглись азиатскому влиянию, мы вправе предположить, что бальяны и басиры представляют форму древнего и автохтонного (местного) шаманизма.
Басиры нгаджу-даяков имеют свое соответствие в баясах (баяса = «обманщик») то- раджей. Это преимущественно женщины, а присущая им техника состоит в экстатических путешествиях на Небо и в Преисподнюю, которые баясы могут осуществлять в духе или во плоти. Важной церемонией является момпарилангка («восседание на почетном месте»), для- щаяся три ночи подряд: две ночи баяса сопровождает на Небо души девушек и женщин, что- бы очистить их, а в третью — сопровождает их обратно на Землю и соединяет с их телами. Баясы должны также искать заблудшие души больных; с помощью духа вураке (принадле- жащего к классу духов атмосферы) баяса входит по радуге в сам дом Пуэ ди Сонге и приво- дит оттуда душу больного. Она также отыскивает и снова воплощает «душу риса», если эта душа оставила посевы и они вянут и могут погибнуть. Но экстатические способности баясов не ограничиваются небесными и горизонтальными путешествиями; во время большого по-
гребального праздника момпемате они сопровождают души на тот свет.
Согласно R.E.Downs, «Литания описывала, как умершие пробуждались ото сна, как они одевались, и их вели через Ад к дереву динанг, и они взбирались на него, достигали Зем- ли, по которой затем направлялись в Мори (на восток от [страны] тораджей), чтобы в итоге попасть в храм или церемониальный дом. Там их принимали родственники, которые вместе с остальными участниками развлекали их песнями и танцами... На следующий день шаманы сопровождали ангга (т.е. души) к месту их последнего почивания».
На основании этих нескольких указаний мы видим, что баясы Сулавеси являются специалистками большой душевной драмы: очистительницы, целительницы или проводницы душ, они вмешиваются только тогда, когда речь идет именно о состоянии человеческой ду- ши. Заслуживает внимания то, что чаще всего они устанавливают связь с Небом или небес- ными духами. Символизм магического полета или восхождения по радуге, доминирующий в австралийском шаманизме, является архаическим. Впрочем, тораджи знают также миф о лиане, некогда соединявшей Землю с Небом, и помнят о райских временах, когда люди без труда общались с богами.
Luna Eclipse- Главный модератор
Похожие темы
» ЮКАГИРСКИЙ ШАМАНИЗМ
» ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ
» СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИЙ ШАМАНИЗМ
» ШАМАНИЗМ У МО-СО
» МАЛАЙСКИЙ ШАМАНИЗМ
» ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ
» СЕВЕРОАМЕРИКАНСКИЙ ШАМАНИЗМ
» ШАМАНИЗМ У МО-СО
» МАЛАЙСКИЙ ШАМАНИЗМ
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Пн Апр 22, 2024 4:47 am автор Boudikka Icena
» ШКОЛА - СОЗДАНИЕ ПОМОЩНИКОВ и ПОДСЕЛЕНИЕ ИХ В ПРЕДМЕТЫ СИЛЫ
Пн Апр 22, 2024 4:09 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Вебинар "МАГИЯ КЛЮЧЕЙ"
Вт Янв 30, 2024 12:35 pm автор Borisovka68
» Диагностика отношений в паре и межличностных конфликтов в социуме
Чт Янв 25, 2024 1:42 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» НОВЫЙ КУРС ритуалы на таро Черный Гримуар
Вт Янв 23, 2024 12:45 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Набор в школу ТАРО ТЕНЕЙ
Сб Янв 20, 2024 1:46 pm автор Boudikka Icena
» БЕСПЛАТНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС "ЙОЛЬ"
Вт Дек 19, 2023 9:45 am автор Vega
» Бесплатный мастер - класс МАГИЯ БОЛИ
Вс Дек 17, 2023 12:54 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» вебинары-тренинги ДИАГНОСТИКА и МАГ РАБОТА по ФОТО
Чт Ноя 09, 2023 11:56 pm автор † Л€ДИ Addam$ †
» Грамотный став "Защитник дома"
Чт Ноя 09, 2023 4:20 pm автор † Л€ДИ Addam$ †
» Опрос для матерей
Пт Окт 27, 2023 4:28 pm автор zarinalina
» Почему похудела?
Ср Окт 25, 2023 12:14 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» НАБОР НА ОСЕННИЙ ТУРНИР ЭКСТРАСЕНСОВ ФОРУМА ТАИНСТВО МАГИИ
Вт Окт 10, 2023 4:28 pm автор НОВОСТИ ФОРУМА
» Действенные заговоры для избавления от бородавок и папиллом
Чт Сен 21, 2023 8:15 pm автор Мелика
» МАСТЕР-КЛАСС "РАБОТА С ЗАГОВОРАМИ"
Пт Сен 15, 2023 1:23 pm автор Luna Eclipse
» ПРИГЛАШАЮ НА КУРС "Очистительная работа с помощью обережной куклы"
Пн Сен 11, 2023 2:30 pm автор Аглая7
» Работа с Псалмами ( материал взят из книг сестер Соболь)
Пн Май 08, 2023 8:31 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Богиня Баба Йога (Баба Яга)
Вс Апр 30, 2023 6:50 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Двоедушник — в славянской мифологии
Вс Апр 30, 2023 6:22 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Спиральная динамика для жизни и бизнеса Грейвза
Вт Фев 28, 2023 7:12 pm автор † Л€ДИ Addam$ †
» Успокаивающая Музыка.Сергей Грищук
Вс Фев 26, 2023 7:19 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» КУРС ТАРО ДЕКАМЕРОН
Пт Фев 17, 2023 3:15 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» 2 декабря - Обережье.
Сб Фев 04, 2023 1:57 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Школа ТАРО ГНОМОВ в бизнес-консультировании
Вт Янв 10, 2023 9:54 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Игра в эзотерические слова
Чт Янв 05, 2023 8:07 am автор † Л€ДИ Addam$ †