ШАМАНСКОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ
Страница 1 из 1 • Поделиться
ШАМАНСКОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ
ШАМАНСКОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ
Как и в других регионах, главной и сугубо личной функцией южноамериканского шамана остается целительство. Не всегда оно носит чисто магиче- ский характер. Южноамериканский шаман знает лекарственные свойства растений и живот- ных, использует массаж и т.д. Но в подавляющем большинстве случаев заболеваний, имею- щих, по его мнению, духовную природу — т.е. вызванных бегством души или тем, что духи или колдуны внедрили в тело пациента магический предмет, — он должен прибегнуть к ша- манскому исцелению.
Концепция болезни как утраты души, заблудшей или похищенной духом или приви- дением, широко распространена в бассейне Амазонки и в Андах, но редко встречается в тропической Южной Америке. Все же она зафиксирована у нескольких племен из этого ре- гиона и даже у яхганов Огненной Земли. Обычно эти представления сосуществуют с теорией о внедрении в тело магического предмета, которая, видимо, более распростране- на.
В том случае, когда речь идет о нахождении души, похищенной духами или умерши- ми, шаман, как считается, оставляет свое тело и отправляется в Ад или в страны, где обитает похититель. У апинаев шаман часто отправляется в страну умерших, которые в панике бегут, а шаман хватает душу больного и возвращает ее в тело. Один из мифов туалипангов расска- зывает о душе ребенка, которая была похищена Луной и спрятана в кувшине; шаман отправ- ляется на Луну и, после многочисленных перипетий, открывает кувшин и освобождает душу
ребенка. В песнях арауканских мачи говорится о неприятных приключениях души: злой дух заставил больного идти по мосту, или его испугал какой-то покойник. В некоторых случаях мачи, вместо того чтобы начинать поиск души, ограничивается тем, что призывает ее возвратиться и узнать своих родственников — как это делается и в других регионах (например, в ведической Индии). Экстатическое путешествие, предпринятое шаманом ради исцеления, иногда представляет собой искаженный вариант восхождения на Небо, цель ко- торого перестала быть понятной: говорят, например, что «у таулипангов результат лечения иногда зависит от поединка между двойником шамана и колдуном. Чтобы попасть в страну духов, шаман пьет отвар из лианы, форма которой напоминает лестницу». Символизм ле- стницы указывает на то, что транс имеет значение восхождения на Небо. Обычно, однако, духи — похитители душ — или колдуны не живут в небесных странах. Как и во множестве других случаев, шаман таулипангов пользуется скорее смесью религиозных идей, утрачи- вающих свой глубокий смысл.
Экстатическое путешествие шамана необходимо в большинстве случаев — даже если болезнь не была вызвана похищением души демонами или умершими. Шаманский транс со- ставляет часть лечения: независимо от интерпретации, которую ему присваивает шаман, именно через экстаз он находит настоящую причину болезни и узнает самый эффективный способ лечения. Транс иногда ведет к «одержимости» шамана дружественными ему духами (как, например, у таулипангов и иекуана). Но, как мы уже видели, для шамана «наважде- ние» часто означает овладение всеми своими «мистическими органами», составляющими в некотором смысле его истинную и полную духовную личность. В большинстве случаев
«одержимость» ограничивается поступлением в распоряжение шамана его духов- помощников, реализацией их конкретного присутствия, ощутимого всеми средствами вос- приятия; и это присутствие, которого требует шаман, приводит не к «трансу», а к разговору
шамана с духами-помощниками. В действительности все это еще сложнее, поскольку шаман сам может превращаться в животное, и иногда даже возникает вопрос, принадлежат ли животные крики, раздающиеся во время сеанса, дружественным духам или представляют этапы превращения самого шамана в животное, т.е. открытое выражение его подлинной мистической личности.
Морфология южноамериканского шаманского лечения почти всюду такая же. Оно включает окуривание табачным дымом, пение, массаж больной части тела, распознание при- чины болезни с помощью духов-помощников (здесь в игру входит «транс» шамана, во время которого зрители иногда задают ему вопросы, не связанные непосредственно с болезнью) и, наконец, устранение болезнетворного объекта путем высасывания. Например, у араука- нов мачи обращается сначала к «Богу-Отцу», который — несмотря на то, что здесь не ис- ключено влияние христианства, — еще сохраняет свою архаическую структуру (например, андрогинию; к нему обращаются со словами: «Боже-Отче, старушка, которая еси на Небе- си...»). Затем мачи обращается к Анчимален, жене или «подруге» Солнца, а также к душам умерших мачи, «о которых говорят, что они в небесах и смотрят на своих коллег, пребы- вающих на земле»; она просит у них о ходатайстве перед Богом.
Здесь следует отметить важность мотивов вознесения на Небо и воздушной верховой езды в технике мачи, поскольку вскоре после просьбы о помощи и покровительстве Бога и умерших мачи шаманка объявляет, «что скоро она поедет верхом вместе со своими коллега- ми, невидимыми мачи». Для достижения экстаза мачи использует элементарные средства: танец, движения рук, аккомпанемент погремушек. Танцуя, она обращается к небесным мачи и просит, чтобы те помогли ей во время экстаза. «Когда шаманка начинает терять сознание и чувствует, что вот-вот упадет, она поднимает руки и начинает кружиться. Тогда к ней при- ближается мужчина, чтобы поддержать ее и не дать упасть. Подбегает другой индеец и ис- полняет танец ланкан, целью которого является оживление мачи». Транс достигается на вер- хушке священной лестницы (реве), в состоянии шаткого равновесия.
В течение всей этой церемонии употребляется огромное количество табака. Мачи за- тягивается дымом и выпускает его в Небо, к Богу. «Я дарю тебе дым!» — говорит она. Но, как замечает автор наблюдений, «ни на одной из церемоний нам не говорили, что табак по- могает ей достигнуть состояния экстаза».
По сообщениям европейских путешественников XVIII века, шаманское исцеление предполагало также жертву овцы: шаман вырывал ее еще бьющееся сердце. Сегодня ограни- чиваются надрезом на жертвенном животном. Но большинство старых и современных на- блюдателей единодушны в том, что мачи, используя иллюзионистский прием, внушает зри- телям, что она вскрывает грудь и живот больного и обнажает его печень и внутренности. Согласно отцу Уссу (Housse), мачи «как будто вскрывает тело несчастного, копается в нем, что-то из него извлекает». Затем она показывает причину болезни: камушек, червя, насеко- мое и т.п. Говорят, что «рана» закрывается сама собой. Но поскольку обычное исцеление не предусматривает видимого вскрытия тела, а только сосание (иногда до крови) части тела, указанной духом, то весьма вероятно, что в этом случае мы имеем дело с искаженным применением хорошо известной техники посвящения — магическим вскрытием тела неофи- та с тем, чтобы снабдить его новыми органами и превратить его в «заново рожденного». В случае арауканского исцеления перемешались две техники — замена внутренних органов кандидата и извлечение болезнетворного предмета; несомненно, это обусловлено отмиранием схемы посвящения (смерть и возрождение, с заменой внутренних органов).
Как бы там ни было, в XVIII веке эта магическая операция сопровождалась каталеп- тическим трансом: шаман (в то время шаманизм был прерогативой скорее мужчин и гомо- сексуалистов, чем женщин) падал «как мертвый». Во время транса ему задавали вопросы относительно имени колдуна, вызвавшего болезнь, и т.п. Сегодня мачи также входит в транс и таким образом узнает причину болезни и способ ее излечения; но этот транс не наступает непосредственно после «вскрытия» тела больного. В некоторых случаях нет следа такой ма- гической операции, а есть только след сосания, практикуемого после транса и в соответствии с указаниями духов.
Сосание и извлечение болезнетворного предмета всегда являются магико- религиозными операциями. Чаще всего этот «предмет» действительно имеет сверхъестест- венное происхождение, поскольку был незаметно внедрен в тело колдуном, демоном или умершим. Этот «предмет» является только ощутимым проявлением «зла», которое приходит из иного мира. Как мы видели в случае арауканов, шаману, несомненно, помогают в работе дружественные духи, а также умершие собратья и даже Бог. Даже магические формулы мачи диктуются Богом. Шаман ямана, также применяющий сосание, чтобы извлечь йекуш (ма- гическое «зло», введенное в тело больного), не пренебрегает и молитвами. У него также есть йефачел, дух-помощник, и когда тот овладевает шаманом, шаман становится совершен- но нечувствительным. Но эта нечувствительность обусловлена скорее его шаманским со- стоянием, поскольку он способен ходить босыми ногами по огню и глотать раскаленные уг- ли, подобно своим собратьям в Океании, Северной Америке и Сибири.
Подводя итоги, отметим, что южноамериканский шаманизм все еще обнаруживает много чрезвычайно архаических элементов: посвящение путем ритуальной смерти и воскре- шения кандидата, внедрение в его тело магических веществ, восхождение на Небо с целью передачи Всевышнему Богу чаяний всего сообщества, шаманское исцеление путем сосания или путем поиска души больного, экстатическое путешествие шамана как проводника душ,
«тайные песни», диктуемые Богом или животными, особенно птицами. Нет нужды давать здесь сравнительное описание всех случаев, в которых мы находим этот шаманский ком- плекс. Напомним только о сходстве с австралийскими знахарями (внедрение в тело кандида- та магических веществ, инициационное путешествие на Небо, исцеление путем высасыва- ния), чтобы показать чрезвычайную древность некоторых техник и верований южноамери- канских шаманов. Не нам решать, объясняются ли эти поразительные совпадения тем, что старейшие южноамериканские слои представляют, как и австралийцы, остатки архаического человечества, вытесненные на задворки ойкумены, — или же существовали прямые контак- ты между Австралией и Южной Америкой через антарктические регионы. Последнюю гипо- тезу поддерживает ряд ученых. Принимается во внимание также гипотеза о более поздних миграциях из малайско-полинезийского региона в сторону Южной Америки.
Как и в других регионах, главной и сугубо личной функцией южноамериканского шамана остается целительство. Не всегда оно носит чисто магиче- ский характер. Южноамериканский шаман знает лекарственные свойства растений и живот- ных, использует массаж и т.д. Но в подавляющем большинстве случаев заболеваний, имею- щих, по его мнению, духовную природу — т.е. вызванных бегством души или тем, что духи или колдуны внедрили в тело пациента магический предмет, — он должен прибегнуть к ша- манскому исцелению.
Концепция болезни как утраты души, заблудшей или похищенной духом или приви- дением, широко распространена в бассейне Амазонки и в Андах, но редко встречается в тропической Южной Америке. Все же она зафиксирована у нескольких племен из этого ре- гиона и даже у яхганов Огненной Земли. Обычно эти представления сосуществуют с теорией о внедрении в тело магического предмета, которая, видимо, более распростране- на.
В том случае, когда речь идет о нахождении души, похищенной духами или умерши- ми, шаман, как считается, оставляет свое тело и отправляется в Ад или в страны, где обитает похититель. У апинаев шаман часто отправляется в страну умерших, которые в панике бегут, а шаман хватает душу больного и возвращает ее в тело. Один из мифов туалипангов расска- зывает о душе ребенка, которая была похищена Луной и спрятана в кувшине; шаман отправ- ляется на Луну и, после многочисленных перипетий, открывает кувшин и освобождает душу
ребенка. В песнях арауканских мачи говорится о неприятных приключениях души: злой дух заставил больного идти по мосту, или его испугал какой-то покойник. В некоторых случаях мачи, вместо того чтобы начинать поиск души, ограничивается тем, что призывает ее возвратиться и узнать своих родственников — как это делается и в других регионах (например, в ведической Индии). Экстатическое путешествие, предпринятое шаманом ради исцеления, иногда представляет собой искаженный вариант восхождения на Небо, цель ко- торого перестала быть понятной: говорят, например, что «у таулипангов результат лечения иногда зависит от поединка между двойником шамана и колдуном. Чтобы попасть в страну духов, шаман пьет отвар из лианы, форма которой напоминает лестницу». Символизм ле- стницы указывает на то, что транс имеет значение восхождения на Небо. Обычно, однако, духи — похитители душ — или колдуны не живут в небесных странах. Как и во множестве других случаев, шаман таулипангов пользуется скорее смесью религиозных идей, утрачи- вающих свой глубокий смысл.
Экстатическое путешествие шамана необходимо в большинстве случаев — даже если болезнь не была вызвана похищением души демонами или умершими. Шаманский транс со- ставляет часть лечения: независимо от интерпретации, которую ему присваивает шаман, именно через экстаз он находит настоящую причину болезни и узнает самый эффективный способ лечения. Транс иногда ведет к «одержимости» шамана дружественными ему духами (как, например, у таулипангов и иекуана). Но, как мы уже видели, для шамана «наважде- ние» часто означает овладение всеми своими «мистическими органами», составляющими в некотором смысле его истинную и полную духовную личность. В большинстве случаев
«одержимость» ограничивается поступлением в распоряжение шамана его духов- помощников, реализацией их конкретного присутствия, ощутимого всеми средствами вос- приятия; и это присутствие, которого требует шаман, приводит не к «трансу», а к разговору
шамана с духами-помощниками. В действительности все это еще сложнее, поскольку шаман сам может превращаться в животное, и иногда даже возникает вопрос, принадлежат ли животные крики, раздающиеся во время сеанса, дружественным духам или представляют этапы превращения самого шамана в животное, т.е. открытое выражение его подлинной мистической личности.
Морфология южноамериканского шаманского лечения почти всюду такая же. Оно включает окуривание табачным дымом, пение, массаж больной части тела, распознание при- чины болезни с помощью духов-помощников (здесь в игру входит «транс» шамана, во время которого зрители иногда задают ему вопросы, не связанные непосредственно с болезнью) и, наконец, устранение болезнетворного объекта путем высасывания. Например, у араука- нов мачи обращается сначала к «Богу-Отцу», который — несмотря на то, что здесь не ис- ключено влияние христианства, — еще сохраняет свою архаическую структуру (например, андрогинию; к нему обращаются со словами: «Боже-Отче, старушка, которая еси на Небе- си...»). Затем мачи обращается к Анчимален, жене или «подруге» Солнца, а также к душам умерших мачи, «о которых говорят, что они в небесах и смотрят на своих коллег, пребы- вающих на земле»; она просит у них о ходатайстве перед Богом.
Здесь следует отметить важность мотивов вознесения на Небо и воздушной верховой езды в технике мачи, поскольку вскоре после просьбы о помощи и покровительстве Бога и умерших мачи шаманка объявляет, «что скоро она поедет верхом вместе со своими коллега- ми, невидимыми мачи». Для достижения экстаза мачи использует элементарные средства: танец, движения рук, аккомпанемент погремушек. Танцуя, она обращается к небесным мачи и просит, чтобы те помогли ей во время экстаза. «Когда шаманка начинает терять сознание и чувствует, что вот-вот упадет, она поднимает руки и начинает кружиться. Тогда к ней при- ближается мужчина, чтобы поддержать ее и не дать упасть. Подбегает другой индеец и ис- полняет танец ланкан, целью которого является оживление мачи». Транс достигается на вер- хушке священной лестницы (реве), в состоянии шаткого равновесия.
В течение всей этой церемонии употребляется огромное количество табака. Мачи за- тягивается дымом и выпускает его в Небо, к Богу. «Я дарю тебе дым!» — говорит она. Но, как замечает автор наблюдений, «ни на одной из церемоний нам не говорили, что табак по- могает ей достигнуть состояния экстаза».
По сообщениям европейских путешественников XVIII века, шаманское исцеление предполагало также жертву овцы: шаман вырывал ее еще бьющееся сердце. Сегодня ограни- чиваются надрезом на жертвенном животном. Но большинство старых и современных на- блюдателей единодушны в том, что мачи, используя иллюзионистский прием, внушает зри- телям, что она вскрывает грудь и живот больного и обнажает его печень и внутренности. Согласно отцу Уссу (Housse), мачи «как будто вскрывает тело несчастного, копается в нем, что-то из него извлекает». Затем она показывает причину болезни: камушек, червя, насеко- мое и т.п. Говорят, что «рана» закрывается сама собой. Но поскольку обычное исцеление не предусматривает видимого вскрытия тела, а только сосание (иногда до крови) части тела, указанной духом, то весьма вероятно, что в этом случае мы имеем дело с искаженным применением хорошо известной техники посвящения — магическим вскрытием тела неофи- та с тем, чтобы снабдить его новыми органами и превратить его в «заново рожденного». В случае арауканского исцеления перемешались две техники — замена внутренних органов кандидата и извлечение болезнетворного предмета; несомненно, это обусловлено отмиранием схемы посвящения (смерть и возрождение, с заменой внутренних органов).
Как бы там ни было, в XVIII веке эта магическая операция сопровождалась каталеп- тическим трансом: шаман (в то время шаманизм был прерогативой скорее мужчин и гомо- сексуалистов, чем женщин) падал «как мертвый». Во время транса ему задавали вопросы относительно имени колдуна, вызвавшего болезнь, и т.п. Сегодня мачи также входит в транс и таким образом узнает причину болезни и способ ее излечения; но этот транс не наступает непосредственно после «вскрытия» тела больного. В некоторых случаях нет следа такой ма- гической операции, а есть только след сосания, практикуемого после транса и в соответствии с указаниями духов.
Сосание и извлечение болезнетворного предмета всегда являются магико- религиозными операциями. Чаще всего этот «предмет» действительно имеет сверхъестест- венное происхождение, поскольку был незаметно внедрен в тело колдуном, демоном или умершим. Этот «предмет» является только ощутимым проявлением «зла», которое приходит из иного мира. Как мы видели в случае арауканов, шаману, несомненно, помогают в работе дружественные духи, а также умершие собратья и даже Бог. Даже магические формулы мачи диктуются Богом. Шаман ямана, также применяющий сосание, чтобы извлечь йекуш (ма- гическое «зло», введенное в тело больного), не пренебрегает и молитвами. У него также есть йефачел, дух-помощник, и когда тот овладевает шаманом, шаман становится совершен- но нечувствительным. Но эта нечувствительность обусловлена скорее его шаманским со- стоянием, поскольку он способен ходить босыми ногами по огню и глотать раскаленные уг- ли, подобно своим собратьям в Океании, Северной Америке и Сибири.
Подводя итоги, отметим, что южноамериканский шаманизм все еще обнаруживает много чрезвычайно архаических элементов: посвящение путем ритуальной смерти и воскре- шения кандидата, внедрение в его тело магических веществ, восхождение на Небо с целью передачи Всевышнему Богу чаяний всего сообщества, шаманское исцеление путем сосания или путем поиска души больного, экстатическое путешествие шамана как проводника душ,
«тайные песни», диктуемые Богом или животными, особенно птицами. Нет нужды давать здесь сравнительное описание всех случаев, в которых мы находим этот шаманский ком- плекс. Напомним только о сходстве с австралийскими знахарями (внедрение в тело кандида- та магических веществ, инициационное путешествие на Небо, исцеление путем высасыва- ния), чтобы показать чрезвычайную древность некоторых техник и верований южноамери- канских шаманов. Не нам решать, объясняются ли эти поразительные совпадения тем, что старейшие южноамериканские слои представляют, как и австралийцы, остатки архаического человечества, вытесненные на задворки ойкумены, — или же существовали прямые контак- ты между Австралией и Южной Америкой через антарктические регионы. Последнюю гипо- тезу поддерживает ряд ученых. Принимается во внимание также гипотеза о более поздних миграциях из малайско-полинезийского региона в сторону Южной Америки.
Luna Eclipse- Главный модератор
Похожие темы
» Шаманское ведовство
» ШАМАНСКОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ
» ШАМАНСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ У ПАВИОТСО
» ИСЦЕЛЕНИЕ
» МАГИЧЕСКОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ
» ШАМАНСКОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ
» ШАМАНСКОЕ ЛЕЧЕНИЕ У ПАВИОТСО
» ИСЦЕЛЕНИЕ
» МАГИЧЕСКОЕ ИСЦЕЛЕНИЕ
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Пн Апр 22, 2024 4:47 am автор Boudikka Icena
» ШКОЛА - СОЗДАНИЕ ПОМОЩНИКОВ и ПОДСЕЛЕНИЕ ИХ В ПРЕДМЕТЫ СИЛЫ
Пн Апр 22, 2024 4:09 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Вебинар "МАГИЯ КЛЮЧЕЙ"
Вт Янв 30, 2024 12:35 pm автор Borisovka68
» Диагностика отношений в паре и межличностных конфликтов в социуме
Чт Янв 25, 2024 1:42 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» НОВЫЙ КУРС ритуалы на таро Черный Гримуар
Вт Янв 23, 2024 12:45 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Набор в школу ТАРО ТЕНЕЙ
Сб Янв 20, 2024 1:46 pm автор Boudikka Icena
» БЕСПЛАТНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС "ЙОЛЬ"
Вт Дек 19, 2023 9:45 am автор Vega
» Бесплатный мастер - класс МАГИЯ БОЛИ
Вс Дек 17, 2023 12:54 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» вебинары-тренинги ДИАГНОСТИКА и МАГ РАБОТА по ФОТО
Чт Ноя 09, 2023 11:56 pm автор † Л€ДИ Addam$ †
» Грамотный став "Защитник дома"
Чт Ноя 09, 2023 4:20 pm автор † Л€ДИ Addam$ †
» Опрос для матерей
Пт Окт 27, 2023 4:28 pm автор zarinalina
» Почему похудела?
Ср Окт 25, 2023 12:14 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» НАБОР НА ОСЕННИЙ ТУРНИР ЭКСТРАСЕНСОВ ФОРУМА ТАИНСТВО МАГИИ
Вт Окт 10, 2023 4:28 pm автор НОВОСТИ ФОРУМА
» Действенные заговоры для избавления от бородавок и папиллом
Чт Сен 21, 2023 8:15 pm автор Мелика
» МАСТЕР-КЛАСС "РАБОТА С ЗАГОВОРАМИ"
Пт Сен 15, 2023 1:23 pm автор Luna Eclipse
» ПРИГЛАШАЮ НА КУРС "Очистительная работа с помощью обережной куклы"
Пн Сен 11, 2023 2:30 pm автор Аглая7
» Работа с Псалмами ( материал взят из книг сестер Соболь)
Пн Май 08, 2023 8:31 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Богиня Баба Йога (Баба Яга)
Вс Апр 30, 2023 6:50 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Двоедушник — в славянской мифологии
Вс Апр 30, 2023 6:22 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Спиральная динамика для жизни и бизнеса Грейвза
Вт Фев 28, 2023 7:12 pm автор † Л€ДИ Addam$ †
» Успокаивающая Музыка.Сергей Грищук
Вс Фев 26, 2023 7:19 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» КУРС ТАРО ДЕКАМЕРОН
Пт Фев 17, 2023 3:15 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» 2 декабря - Обережье.
Сб Фев 04, 2023 1:57 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Школа ТАРО ГНОМОВ в бизнес-консультировании
Вт Янв 10, 2023 9:54 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Игра в эзотерические слова
Чт Янв 05, 2023 8:07 am автор † Л€ДИ Addam$ †