ПОСВЯЩЕНИЕ ЭСКИМОССКИХ ШАМАНОВ
Страница 1 из 1 • Поделиться
ПОСВЯЩЕНИЕ ЭСКИМОССКИХ ШАМАНОВ
ПОСВЯЩЕНИЕ ЭСКИМОССКИХ ШАМАНОВ
У анмасальских эскимосов не ученик приходит к старому ангакоку (множественное число ангакут), чтобы получить посвящение, а шаман сам его выбирает еще в детском воз- расте165. Шаман выбирает его из мальчиков от шести до восьми лет, которых сочтет наибо- лее подходящими для посвящения, — «чтобы знание существующих высших сил было сохранено для будущих поколений»166. «Могут быть избраны только некоторые особо одаренные души, способные иметь видения, визионеры с истерическими склонностями. Ста- рый ангакок находит ученика, а обучение осуществляется в строжайшей тайне, далеко от дома, в горах»167. Ангакок учит его, как уединиться возле старой могилы на берегу озера и там, потирая один камень о другой, ждать события. «И тогда из глубины озера или ледника выйдет медведь, пожрет все твое тело, оставив только скелет, и ты умрешь. Но ты вновь об- ретешь свое тело, ты пробудишься, и твоя одежда прилетит к тебе»168. У эскимосов Лабрадо- ра сам Великий Дух Торнгарсоак появляется в облике огромного белого медведя и съедает кандидата169. На западе Гренландии, когда появляется дух, кандидат остается «мертвым» в течение трех дней170.
Конечно, речь идет об экстатическом переживании ритуальной смерти и воскреше- ния, во время которого мальчик на некоторое время теряет сознание. Что касается пожира- ния тела до скелета и последующего покрытия его новым телом, то в этом проявляется ха- рактерная черта эскимосского посвящения, к которому мы сейчас вернемся, исследуя другую мистическую технику. Неофит трет камни целое лето, и даже несколько лет подряд, пока не добудет своих духов-помощников171; но на каждое время года он ищет другого наставника, чтобы обогатить свой опыт (поскольку каждый ангакок является специалистом по опреде- ленной технике) и составить себе группу духов-помощников172. Пока неофит трет камни, он подчиняется различным табу173. Ангакок обучает одновременно пять или шесть учеников174 и получает плату за их обучение175.
У эскимосов иглулик это происходит иначе. Когда юноша или девушка желают стать шаманами, они приходят с подарком к мастеру, которого они избрали, и говорят: «Я пришел к тебе, ибо стремлюсь видеть». В тот же вечер шаман просит у своих духов, «чтобы они уст- ранили всякие препятствия». Затем кандидат и его семья исповедуются в совершенных гре- хах (нарушение табу и др.), очищаясь тем самым перед духами. Срок обучения не очень дли- телен, особенно для мужчин. Он может даже не превышать пяти дней. Разумеется, потом кандидат продолжит свою подготовку самостоятельно. Уроки проводятся утром, в полдень, вечером и ночью. В этот период кандидат очень мало ест, а его семья не принимает участия в охоте176.
Само посвящение начинается с операции, о которой нам известно очень немного. Из глаз, мозга и внутренностей ученика старый ангакок извлекает его «душу», чтобы духи узна-
ли все самое лучшее о будущем шамане177. В результате этого «извлечения души» канди- дат обретает способность самостоятельно извлекать душу из своего тела и предпринимать мистические путешествия через пространство и в глубинах моря178. Возможно, что эта таин- ственная операция определенным образом напоминает техники австралийских шаманов, описанные нами выше. Во всяком случае, «извлечение души» из внутренностей явно таит в себе «обновление» внутренних органов.
Затем наставник передает ему ангакок, называемый также кауманек, что значит
«блеск» или «озарение ученика», поскольку ангакок представляет собой «таинственный свет, который шаман вдруг ощущает во всем теле, внутри головы, в самой сердцевине мозга — непостижимый фонарь, яркий огонь, дающий ему способность видеть в темноте как в пря- мом, так и в переносном смысле, и теперь он даже с закрытыми глазами может видеть сквозь мрак и замечать вещи и будущие события, скрытые от остальных людей; он может таким об- разом знать и будущее, и тайны других людей»179.
Кандидат обретает этот мистический свет после долгих часов, проведенных на ска- мейке в своем шалаше, где он вызывает духов. Когда он впервые видит этот свет, то «словно дом, в котором он находится, вдруг поднимается в воздух; он видит очень далеко пред собой, через горы, как если бы земля была большой равниной, и его глаза достигают края земли. Ничто теперь нельзя скрыть от него. Он не только способен видеть очень далеко, но может также и находить похищенные души, независимо от того, охраняются ли они, сокрыты ли в
далеких чужих странах или же унесены вверх или вниз, в страну мертвых»180.
Мы встречаем здесь те же переживания подъема, вознесения и даже левитации, свой- ственные сибирскому шаманизму, которые, однако, мы находим также и в других регионах, так что их можно считать характерной чертой шаманских техник вообще. У нас не раз еще будет возможность вернуться к этим техникам вознесения и к их религиозным аспектам. По- ка что заметим, что переживание внутреннего света, решающее в шаманской карьере иглу- лика, знакомо многим высшим мистикам. Ограничимся несколькими примерами: «внутрен- ний свет», антар йотих, определяет в Упанишадах самую сущность атмана181. В йогиче- ских техниках, особенно это касается буддийских школ, разноцветный свет свидетельствует об успехе определенных медитаций182. Подобным образом и «Тибетская Книга Мертвых» приписывает большое значение свету, в котором, вероятно, купается душа умирающего во время агонии и непосредственно после смерти: от решительности, с какой выбирается чис- тый свет, зависит судьба людей после смерти (освобождение или перевоплощение)183. Не бу- дем, наконец, забывать об огромной роли, которую играет свет в христианской теологии и мистике184. Все это поможет нам лучше понять опыт эскимосских шаманов. Есть основания считать, что такие мистические переживания были в некотором смысле доступны архаиче- скому человечеству с древнейших времен.
У анмасальских эскимосов не ученик приходит к старому ангакоку (множественное число ангакут), чтобы получить посвящение, а шаман сам его выбирает еще в детском воз- расте165. Шаман выбирает его из мальчиков от шести до восьми лет, которых сочтет наибо- лее подходящими для посвящения, — «чтобы знание существующих высших сил было сохранено для будущих поколений»166. «Могут быть избраны только некоторые особо одаренные души, способные иметь видения, визионеры с истерическими склонностями. Ста- рый ангакок находит ученика, а обучение осуществляется в строжайшей тайне, далеко от дома, в горах»167. Ангакок учит его, как уединиться возле старой могилы на берегу озера и там, потирая один камень о другой, ждать события. «И тогда из глубины озера или ледника выйдет медведь, пожрет все твое тело, оставив только скелет, и ты умрешь. Но ты вновь об- ретешь свое тело, ты пробудишься, и твоя одежда прилетит к тебе»168. У эскимосов Лабрадо- ра сам Великий Дух Торнгарсоак появляется в облике огромного белого медведя и съедает кандидата169. На западе Гренландии, когда появляется дух, кандидат остается «мертвым» в течение трех дней170.
Конечно, речь идет об экстатическом переживании ритуальной смерти и воскреше- ния, во время которого мальчик на некоторое время теряет сознание. Что касается пожира- ния тела до скелета и последующего покрытия его новым телом, то в этом проявляется ха- рактерная черта эскимосского посвящения, к которому мы сейчас вернемся, исследуя другую мистическую технику. Неофит трет камни целое лето, и даже несколько лет подряд, пока не добудет своих духов-помощников171; но на каждое время года он ищет другого наставника, чтобы обогатить свой опыт (поскольку каждый ангакок является специалистом по опреде- ленной технике) и составить себе группу духов-помощников172. Пока неофит трет камни, он подчиняется различным табу173. Ангакок обучает одновременно пять или шесть учеников174 и получает плату за их обучение175.
У эскимосов иглулик это происходит иначе. Когда юноша или девушка желают стать шаманами, они приходят с подарком к мастеру, которого они избрали, и говорят: «Я пришел к тебе, ибо стремлюсь видеть». В тот же вечер шаман просит у своих духов, «чтобы они уст- ранили всякие препятствия». Затем кандидат и его семья исповедуются в совершенных гре- хах (нарушение табу и др.), очищаясь тем самым перед духами. Срок обучения не очень дли- телен, особенно для мужчин. Он может даже не превышать пяти дней. Разумеется, потом кандидат продолжит свою подготовку самостоятельно. Уроки проводятся утром, в полдень, вечером и ночью. В этот период кандидат очень мало ест, а его семья не принимает участия в охоте176.
Само посвящение начинается с операции, о которой нам известно очень немного. Из глаз, мозга и внутренностей ученика старый ангакок извлекает его «душу», чтобы духи узна-
ли все самое лучшее о будущем шамане177. В результате этого «извлечения души» канди- дат обретает способность самостоятельно извлекать душу из своего тела и предпринимать мистические путешествия через пространство и в глубинах моря178. Возможно, что эта таин- ственная операция определенным образом напоминает техники австралийских шаманов, описанные нами выше. Во всяком случае, «извлечение души» из внутренностей явно таит в себе «обновление» внутренних органов.
Затем наставник передает ему ангакок, называемый также кауманек, что значит
«блеск» или «озарение ученика», поскольку ангакок представляет собой «таинственный свет, который шаман вдруг ощущает во всем теле, внутри головы, в самой сердцевине мозга — непостижимый фонарь, яркий огонь, дающий ему способность видеть в темноте как в пря- мом, так и в переносном смысле, и теперь он даже с закрытыми глазами может видеть сквозь мрак и замечать вещи и будущие события, скрытые от остальных людей; он может таким об- разом знать и будущее, и тайны других людей»179.
Кандидат обретает этот мистический свет после долгих часов, проведенных на ска- мейке в своем шалаше, где он вызывает духов. Когда он впервые видит этот свет, то «словно дом, в котором он находится, вдруг поднимается в воздух; он видит очень далеко пред собой, через горы, как если бы земля была большой равниной, и его глаза достигают края земли. Ничто теперь нельзя скрыть от него. Он не только способен видеть очень далеко, но может также и находить похищенные души, независимо от того, охраняются ли они, сокрыты ли в
далеких чужих странах или же унесены вверх или вниз, в страну мертвых»180.
Мы встречаем здесь те же переживания подъема, вознесения и даже левитации, свой- ственные сибирскому шаманизму, которые, однако, мы находим также и в других регионах, так что их можно считать характерной чертой шаманских техник вообще. У нас не раз еще будет возможность вернуться к этим техникам вознесения и к их религиозным аспектам. По- ка что заметим, что переживание внутреннего света, решающее в шаманской карьере иглу- лика, знакомо многим высшим мистикам. Ограничимся несколькими примерами: «внутрен- ний свет», антар йотих, определяет в Упанишадах самую сущность атмана181. В йогиче- ских техниках, особенно это касается буддийских школ, разноцветный свет свидетельствует об успехе определенных медитаций182. Подобным образом и «Тибетская Книга Мертвых» приписывает большое значение свету, в котором, вероятно, купается душа умирающего во время агонии и непосредственно после смерти: от решительности, с какой выбирается чис- тый свет, зависит судьба людей после смерти (освобождение или перевоплощение)183. Не бу- дем, наконец, забывать об огромной роли, которую играет свет в христианской теологии и мистике184. Все это поможет нам лучше понять опыт эскимосских шаманов. Есть основания считать, что такие мистические переживания были в некотором смысле доступны архаиче- скому человечеству с древнейших времен.
Luna Eclipse- Главный модератор
Похожие темы
» Призывания к покровителю шаманов Эдирхэну и выход шаманов на место обряда посвящения
» СИБИРСКИЕ МИФЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ШАМАНОВ
» ИНИЦИАЦИОННЫЕ СНЫ САМОЕДСКИХ ШАМАНОВ
» Из мира шаманов: истоки целительства
» ИНИЦИАЦИОННЫЕ ЭКСТАЗЫ И ВИДЕНИЯ ЯКУТСКИХ ШАМАНОВ
» СИБИРСКИЕ МИФЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ШАМАНОВ
» ИНИЦИАЦИОННЫЕ СНЫ САМОЕДСКИХ ШАМАНОВ
» Из мира шаманов: истоки целительства
» ИНИЦИАЦИОННЫЕ ЭКСТАЗЫ И ВИДЕНИЯ ЯКУТСКИХ ШАМАНОВ
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
Пн Апр 22, 2024 4:47 am автор Boudikka Icena
» ШКОЛА - СОЗДАНИЕ ПОМОЩНИКОВ и ПОДСЕЛЕНИЕ ИХ В ПРЕДМЕТЫ СИЛЫ
Пн Апр 22, 2024 4:09 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Вебинар "МАГИЯ КЛЮЧЕЙ"
Вт Янв 30, 2024 12:35 pm автор Borisovka68
» Диагностика отношений в паре и межличностных конфликтов в социуме
Чт Янв 25, 2024 1:42 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» НОВЫЙ КУРС ритуалы на таро Черный Гримуар
Вт Янв 23, 2024 12:45 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Набор в школу ТАРО ТЕНЕЙ
Сб Янв 20, 2024 1:46 pm автор Boudikka Icena
» БЕСПЛАТНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС "ЙОЛЬ"
Вт Дек 19, 2023 9:45 am автор Vega
» Бесплатный мастер - класс МАГИЯ БОЛИ
Вс Дек 17, 2023 12:54 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» вебинары-тренинги ДИАГНОСТИКА и МАГ РАБОТА по ФОТО
Чт Ноя 09, 2023 11:56 pm автор † Л€ДИ Addam$ †
» Грамотный став "Защитник дома"
Чт Ноя 09, 2023 4:20 pm автор † Л€ДИ Addam$ †
» Опрос для матерей
Пт Окт 27, 2023 4:28 pm автор zarinalina
» Почему похудела?
Ср Окт 25, 2023 12:14 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» НАБОР НА ОСЕННИЙ ТУРНИР ЭКСТРАСЕНСОВ ФОРУМА ТАИНСТВО МАГИИ
Вт Окт 10, 2023 4:28 pm автор НОВОСТИ ФОРУМА
» Действенные заговоры для избавления от бородавок и папиллом
Чт Сен 21, 2023 8:15 pm автор Мелика
» МАСТЕР-КЛАСС "РАБОТА С ЗАГОВОРАМИ"
Пт Сен 15, 2023 1:23 pm автор Luna Eclipse
» ПРИГЛАШАЮ НА КУРС "Очистительная работа с помощью обережной куклы"
Пн Сен 11, 2023 2:30 pm автор Аглая7
» Работа с Псалмами ( материал взят из книг сестер Соболь)
Пн Май 08, 2023 8:31 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Богиня Баба Йога (Баба Яга)
Вс Апр 30, 2023 6:50 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Двоедушник — в славянской мифологии
Вс Апр 30, 2023 6:22 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Спиральная динамика для жизни и бизнеса Грейвза
Вт Фев 28, 2023 7:12 pm автор † Л€ДИ Addam$ †
» Успокаивающая Музыка.Сергей Грищук
Вс Фев 26, 2023 7:19 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» КУРС ТАРО ДЕКАМЕРОН
Пт Фев 17, 2023 3:15 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» 2 декабря - Обережье.
Сб Фев 04, 2023 1:57 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Школа ТАРО ГНОМОВ в бизнес-консультировании
Вт Янв 10, 2023 9:54 am автор † Л€ДИ Addam$ †
» Игра в эзотерические слова
Чт Янв 05, 2023 8:07 am автор † Л€ДИ Addam$ †