Последние темы
» Бесплатный курс «Работа с рунами и их проживание»
ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ Icon_minitimeПн Апр 22, 2024 4:47 am автор Boudikka Icena

» ШКОЛА - СОЗДАНИЕ ПОМОЩНИКОВ и ПОДСЕЛЕНИЕ ИХ В ПРЕДМЕТЫ СИЛЫ
ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ Icon_minitimeПн Апр 22, 2024 4:09 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» Вебинар "МАГИЯ КЛЮЧЕЙ"
ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ Icon_minitimeВт Янв 30, 2024 12:35 pm автор Borisovka68

» Диагностика отношений в паре и межличностных конфликтов в социуме
ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ Icon_minitimeЧт Янв 25, 2024 1:42 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» НОВЫЙ КУРС ритуалы на таро Черный Гримуар
ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ Icon_minitimeВт Янв 23, 2024 12:45 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» Набор в школу ТАРО ТЕНЕЙ
ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ Icon_minitimeСб Янв 20, 2024 1:46 pm автор Boudikka Icena

» БЕСПЛАТНЫЙ МАСТЕР-КЛАСС "ЙОЛЬ"
ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ Icon_minitimeВт Дек 19, 2023 9:45 am автор Vega

» Бесплатный мастер - класс МАГИЯ БОЛИ
ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ Icon_minitimeВс Дек 17, 2023 12:54 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» вебинары-тренинги ДИАГНОСТИКА и МАГ РАБОТА по ФОТО
ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ Icon_minitimeЧт Ноя 09, 2023 11:56 pm автор † Л€ДИ Addam$ †

»  Грамотный став "Защитник дома"
ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ Icon_minitimeЧт Ноя 09, 2023 4:20 pm автор † Л€ДИ Addam$ †

» Опрос для матерей
ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ Icon_minitimeПт Окт 27, 2023 4:28 pm автор zarinalina

» Почему похудела?
ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ Icon_minitimeСр Окт 25, 2023 12:14 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» НАБОР НА ОСЕННИЙ ТУРНИР ЭКСТРАСЕНСОВ ФОРУМА ТАИНСТВО МАГИИ
ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ Icon_minitimeВт Окт 10, 2023 4:28 pm автор НОВОСТИ ФОРУМА

» Действенные заговоры для избавления от бородавок и папиллом
ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ Icon_minitimeЧт Сен 21, 2023 8:15 pm автор Мелика

» МАСТЕР-КЛАСС "РАБОТА С ЗАГОВОРАМИ"
ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ Icon_minitimeПт Сен 15, 2023 1:23 pm автор Luna Eclipse

» ПРИГЛАШАЮ НА КУРС "Очистительная работа с помощью обережной куклы"
ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ Icon_minitimeПн Сен 11, 2023 2:30 pm автор Аглая7

» Работа с Псалмами ( материал взят из книг сестер Соболь)
ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ Icon_minitimeПн Май 08, 2023 8:31 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» Богиня Баба Йога (Баба Яга)
ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ Icon_minitimeВс Апр 30, 2023 6:50 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» Двоедушник — в славянской мифологии
ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ Icon_minitimeВс Апр 30, 2023 6:22 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» Спиральная динамика для жизни и бизнеса Грейвза
ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ Icon_minitimeВт Фев 28, 2023 7:12 pm автор † Л€ДИ Addam$ †

» Успокаивающая Музыка.Сергей Грищук
ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ Icon_minitimeВс Фев 26, 2023 7:19 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» КУРС ТАРО ДЕКАМЕРОН
ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ Icon_minitimeПт Фев 17, 2023 3:15 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» 2 декабря - Обережье.
ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ Icon_minitimeСб Фев 04, 2023 1:57 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» Школа ТАРО ГНОМОВ в бизнес-консультировании
ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ Icon_minitimeВт Янв 10, 2023 9:54 am автор † Л€ДИ Addam$ †

» Игра в эзотерические слова
ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ Icon_minitimeЧт Янв 05, 2023 8:07 am автор † Л€ДИ Addam$ †

В верх страницы

В низ страницы
Объявления

    Нет ни одного объявления.


    ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ

    Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

    ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ Empty ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ

    Сообщение автор Luna Eclipse Чт Сен 29, 2016 10:44 pm

    ШАМАНИЗМ У ЧУКЧЕЙ

    «Домашнее шаманство» мы встречаем и у чукчей в том смысле, что во время церемо- ний, проводимых главой семьи, все, включая и детей, пробуют бить в бубен. Это происхо- дит, например, во время осеннего убоя скота, когда приносятся в жертву животные ради обеспечения дичи на весь следующий год: каждый бьет в бубен — ведь он есть в любой се- мье, — пробуя воплотить в себя «духов» и шаманствовать. Но, по мнению самого Богораза, очевидно, что речь идет о посредственной имитации шаманских сеансов: церемония проводится в открытом шатре и днем, тогда как шаманские сеансы осу- ществляются в спальной комнате, ночью и в кромешной тьме. Члены семьи по очереди изо- бражают «одержимость духами» по шаманскому образцу — извиваясь, подпрыгивая вверх и пытаясь издавать нечленораздельные звуки, которые считаются голосами и языком «духов». Иногда делаются попытки даже шаманских исцелений и изрекаются пророчества, хотя никто не обращает на них ни малейшего внимания. Все эти факты показывают, что в порыве преходящей религиозной экзальтации миряне пытаются достичь шаманского состояния, ко- пируя все жесты шаманов. Таким образом, моделью является транс настоящего шамана, но имитация ограничивается только внешним аспектом: «голоса духов» и «тайный язык», псев- допророчество и т.д. «Домашнее шаманство», по крайней мере в его современной форме, яв- ляется всего лишь наследованием техники профессионального шамана.
    Настоящие шаманские сеансы проводятся вечером, после описанных выше религиоз- ных церемоний; их выполняют профессиональные шаманы. Таким образом, «домашнее ша- манство» представляется гибридным явлением, возникшим, вероятно, по двум причинам: с одной стороны, очень много чукчей считают себя шаманами (почти треть народа, согласно Богоразу), и, поскольку в каждом доме есть свой бубен, находится много энтузиастов, кото- рые зимними вечерами начинают петь и бить в бубен, а иногда достигают даже парашаман- ского экстаза; с другой стороны, религиозное напряжение регулярных праздников усиливает скрытую экзальтацию и способствует своего рода «заражению». Повторим, однако, что в любом случае речь идет об имитации уже существующей модели — экстатической техники профессионального шамана.
    У чукчей, как и во всей Азии, шаманское призвание проявляется обычно в виде ду- ховного кризиса, вызванного «инициационной болезнью» или видением чего-либо необы- чайного (волка, моржа и др., появляющихся в момент большой опасности и спасающих бу- дущего шамана). Во всяком случае кризис, вызванный «знаком» (болезнь, видение и т.п.), радикально разрешается самим шаманским переживанием: подготовительный период ото- ждествляется чукчами с большой болезнью, а «вдохновление» (т.е. завершение посвящения) равнозначно излечению. Большинство шаманов, встреченных Богоразом, утверждали, что у них не было учителей, но это вовсе не значит, что они не имели инструкторов иного ро- да. Встреча с «шаманским животным» сама по себе является указанием на некий урок, кото- рый может получить неофит. Один шаман рассказал Богоразу, что, будучи еще юношей, он услышал голос, приказывавший ему: «Пойди в безлюдное место: найдешь бубен. Бей в него, и ты увидишь весь мир!» Он подчинился голосу, и действительно, ему удалось под- няться на Небо и даже поставить свой шатер на облаках. Ибо, какой бы ни была общая тенденция чукотского шаманизма в его современной фазе (т.е. наблюдаемой этнографами в начале XX века), чукотский шаман тоже способен летать по воздуху и перемещаться с одних Небес на другие, проходя через отверстие Полярной Звезды.
    Но, как мы уже отметили и по поводу других сибирских народов, чукчи сознают упа-док своих шаманов. Например, их шаманы прибегают к табаку как возбуждающему средству — этот обычай они заимствовали у тунгусов. И в то время, как фольклор повествует о трансах и экстатических путешествиях древних шаманов в поисках душ больных, сегодняшний чукотский шаман довольствуется псевдотрансом. Создается впечатление, что экстатическая техника в упадке, а шаманские сеансы чаще всего ограничиваются вызыва- нием духов и факирскими приемами.
    Но сама шаманская лексика выражает экстатический смысл транса. Бубен называется
    «лодкой», а о шамане в трансе говорится, что он «ныряет». Это доказывает, что сеанс счи- тался путешествием в подводный потустороний мир (как, например, у эскимосов), что, впро- чем, не мешало шаману, если он хотел, вознестись в наивысшее Небо. Но поиск заблудшей души больного требовал также нисхождения в Ад, о чем свидетельствует и фольклор. По сей день сеанс исцеления происходит следующим образом: шаман снимает рубашку, и так, об- наженный до пояса, курит трубку, бьет в бубен и поет. Это простая мелодия без слов; у каж- дого шамана есть собственные песни, кроме того, они часто импровизируют. Внезапно со всех сторон начинают раздаваться голоса «духов»; кажется, что эти голоса исходят из-под земли или очень издалека. Ке’лет входит в тело шамана, и тот, быстро двигая головой, на- чинает кричать и говорить фальцетом, голосом самого духа. Тем временем, в темноте шатра происходят всевозможные странные вещи: левитация предметов, подрагивание сте- нок, дождь камней и древесных щепок и т.д. Перебивая голос шамана, духи умерших раз- говаривают с присутствующими.
    Если сеансы изобилуют парапсихологическими явлениями, то настоящий шаманский транс становится все более редким. Иногда шаман падает на землю без сознания, а его душа, как считают, оставляет тело, чтобы обратиться к духам за советом. Но такой экстаз случается только тогда, когда больной достаточно богат, чтобы хорошо вознаградить за него. Но даже и в этом случае, по наблюдениям Богораза, совершаются симуляции: резко прекращая бить в бубен, шаман падает на землю и не движется; его жена закрывает его лицо платком, зажигает огонь и начинает бить в бубен. Через минут пятнадцать шаман просыпается и дает больному
    «советы». Настоящий поиск души больного когда-то осуществлялся в трансе; сегодня он заменяется псевдотрансом или сном, поскольку чукчи видят во сне способ установления свя- зи с духами: после ночи глубокого сна шаман просыпается с душой больного в кулаке и сра- зу приступает к ее соединению с телом.
    На основании этих нескольких примеров мы можем оценить современный упадок чу- котского шаманизма. Хотя классические схемы шаманизма еще живут в фольклоре и даже в техниках исцеления (вознесение на Небо, нисхождение в Ад, поиск души и т.д.), собственно шаманское переживание сводится к своего рода «спиритическому» воплощению и действиям факирской природы. Чукотским шаманам известен также другой классический метод исце- ления — сосание; затем они показывают причину болезни: насекомое, камушек, колючку и т.п. Часто производятся даже «операции», еще сохраняющие весь свой шаманский харак- тер: шаман утверждает, что с помощью ритуального ножа, хорошо «разогретого» посредст- вом определенных магических процедур, он вскрывает тело больного, чтобы исследовать
    внутренние органы и удалить из них причину болезни. Богораз даже был однажды свидетелем такого рода «операции»: четырнадцатилетний юноша, совершенно го- лый, лег на землю, а его мать, известная шаманка, вскрыла ему живот; была видна кровь и разверстая плоть; шаманка погрузила руку глубоко в рану. Все это время она чувствовала себя как в огне и постоянно пила воду. Через несколько минут рана исчезла, а Богораз не смог найти ни малейшего следа от нее. Другой шаман, после долгого битья в бубен (для того чтобы, как он говорил, «разогреть» свое тело и нож до необходимой степени и стать не- чувствительным к удару ножом) вскрыл себе живот. Такие операции хорошо известны во всей Северной Азии, а связаны они с «господством над огнем», поскольку те же шаманы, ко- торые режут свое тело, способны глотать горящие угли и дотрагиваться до раскаленного до- бела железа. Большинство подобных «фокусов» выполняются при свете дня. Богораз был свидетелем, между прочим, такого факта: одна шаманка растирала в руках меленький каму- шек, и множество камушков падало из-под ее пальцев и собиралось в бубне. Под конец эти камушки составили довольно объемистую кучку, тогда как камень, который женщина терла между пальцами, остался неповрежденным. Все это составляет часть конкурсной про- граммы магических действий, в которых с большим азартом соревновались шаманы во время
    традиционных религиозных церемоний. В фольклоре постоянно упоминаются такие собы- тия, что, по-видимому, указывает на еще более поразительные способности «древних ша- манов».
    Чукотский шаманизм интересен еще с одной стороны: существует специальный класс шаманов, «превращенных в женщин». Это «слабые мужчины», или «женоподобные»; по по- велению ке’лет, они изменили свой мужской наряд и манеры на женские, а в итоге даже вышли замуж за других мужчин. Обычно приказ ке’лет выполняется только наполовину: шаман одевается, как женщина, но по-прежнему живет с женой и имеет с ней детей. Некото- рые предпочитали покончить жизнь самоубийством, лишь бы не выполнять приказ, хотя го- мосексуализм чукчам известен. Ритуальное превращение в женщину мы встречаем также у камчадалов, азиатских эскимосов и коряков; но у последних Йохельсон застал уже только воспоминания. Это явление, хотя и редкое, не ограничивается Азией: например, трансве- стию (переодевание) и ритуальное изменение пола мы встречаем в Индонезии (мананг бали морских даяков), в Южной Америке (патагонцы и арауканы) и у некоторых североамерикан- ских племен (арапахо, чейни, юте и др.). Символическое и ритуальное превращение в жен- щину объясняется, вероятно, идеологией, восходящей к эпохе древнего матриархата; но, как мы в дальнейшем покажем, оно, по-видимому, не говорит о приоритете женщины в древ- нейшем шаманизме. Во всяком случае, наличие этого особого класса «женоподобных муж- чин» — играющего, впрочем, второстепенную роль в чукотском шаманизме — не может быть объяснено «упадком шаманства», т.е. явлением, выходящим за пределы Северной Азии.

    Luna Eclipse

    Luna Eclipse
    Главный модератор
    Главный модератор

    Женщина

    Вернуться к началу Перейти вниз

    Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу

    - Похожие темы

     
    Права доступа к этому форуму:
    Вы не можете отвечать на сообщения